Тамара 4 146 Опубликовано 19 июня, 2021 Кроткая, очи не поднимавшая – такой образ девушки из прошлого нам часто преподносит литература и живопись. Но в повседневной жизни всё было несколько по-другому. И русским боярыням тоже не были чужды яркие переживания и влюблённости. А если была необходимость, то и «амурным делам» всячески помогали. полотно К.В.Лебедева Подъячий Арефа в 1680-х сумел так расположить к себе Анну из Устюжны, что девушка по вечерам сбегала к нему из своего терема. Вскоре обо всём прознали родные юной особы, и потребовали от Арефы немедленно жениться. Но если в письмах кавалер разливался: «Надёжа моя, ничто нас с тобой не разлучит», то когда дело дошло до венца, постарался улизнуть. Девушку спешно выдали замуж, пусть и не за того, к кому у неё была сердечная склонность. Прислужницу, помогавшую Анне, прогнали со двора. Устроить счастье молодых — благое дело (вот почему свахи были в почёте). Но организовывать тайные встречи считалось недопустимым. Как в дальнейшем сложилась судьба Анны — неизвестно. Но среди её современниц в XVII веке многие выходили замуж по решению семьи. И там уже всё могло сложиться непредсказуемо: одни союзы оказывались крепкими, в других муж и жена едва переносили друг друга. иллюстрация С.Соломко Но если супруг совсем не посещал свою жену, та вполне могла обратиться за разводом. Такой порядок установили ещё в церковных законах XII века. Другое дело, что, расторгнув брак, не всегда была возможность вступить в повторный – на это требовалось отдельное разрешение. Но на невнимательность мужей все-таки жаловались. Вот и в литературе семнадцатого века есть такие слова: «Шла за него девою, сути не испорчена, а он же не бывает со мною… ведите его к судиям». Если удавалось подтвердить, что жена осталась девушкой, могли расторгнуть союз. Чтобы мужья смотрели в нужную сторону, и всё у них получалось, женщины нередко прибегали к посторонней помощи. Адам Олеарий, немецкий путешественник и историк, оставил о том любопытные свидетельства. В XVII веке, писал он, «московитки» готовили кушанья, «которые давали силу». И тогда же появились первые письменные сборники рецептов блюд для большей активности супругов. иллюстрация из книги А.Олеария о русском быте Но церковь смотрела на это с неодобрением. Сравнивали такое вмешательство с ворожбой, и писали назидательные тексты – дескать, хорошим женам подобное и в голову не придёт. Но приходило, и ещё как. Недаром в 1641 году стало известно дело Дарьи Ломакиной, «помощницы» всех недовольных жён. «Шепты ухищряти, и под нозе подсыпати, и корением и травами примешати», — говорили про Дарью. (прим.авт. – орфография сохранена). У женщины нашлись три десятка постоянных клиенток. На судебных расспросах стало известно, что Дарья использовала мыло, пепел и соль. Эти самые простые средства действовали только после Дарьиных «шепотков». Затем жене нужно было подсунуть мыло супругу, а соль или пепел сыпали на его следы. иллюстрация Фрэнка Чейна Пэйпа Другая ворожея, Анастасия, привлекала боярынь обещанием любви со стороны их мужей. Шли к ней, если становилось известно о разлучнице. Адресок передавали из уст в уста, но Анастасию всё равно арестовали. Признаваясь во всем, женщина не считала себя виноватой, а говорила, что помогает другим: «Как люди смотрятца в зеркало – так бы и муж смотрел на жену, да не насмотрелся. А мыло сколь смоеца – столь бы скоро и муж полюбил» (прим.авт. — орфография сохранена). Чаровать воспрещалось, всё должно было происходить само собой, без каких-либо вмешательств. Брак вообще рассматривался больше, как обязанность, нежели радость. Причем во всех отношениях. В тексте XVII века это отлично показано: «Он не хотяще возлежаще с нею, но нуждею привлекся… по закону брака». иллюстрация И.Билибина То есть, не мечтал супруг именно о такой жене для себя, но всё равно остается надобность быть с нею. А вот личные предпочтения – что погода. Пройдут. Не поощряли и различные деликатные ухищрения. Считалось, что положено браку быть «естественным», без причуд. В нескольких текстах допетровской Руси можно встретить такие наставления. А во время исповеди могли задать жене такой вопрос: «Не хватала ли мужа за тайные уды?». Ответ положительный — значит, налагали епитимью. Но это не означает, что не было между супругами нежности и любви. В переписке между жёнами и мужьями много примеров ласкового обращения: «Другу моему сердечному Фёкле Дмитриевне с любовью!», — писал московский дворянин XVII века. «Свет мой, Лукьянична», — обращался к жене боярин того же времени. Женщины не отставали: «Любезный друг Иван Семенович, сердце по тебе сокрушается», «Ждучи тя слезами умылась, сердечный мой». Сохранились и тринадцать писем подъячего Арефы — они хранятся и по сей день в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. автор не известен. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Alone_Wolf_NRR 1 018 Опубликовано 20 июня, 2021 Ну амурным делам помогали вобще-то столько, сколько они вобще существуют. Тонкое искусство парфюмерии оттуда собственно и возникло, именно как метод обмануть биохимию. Потому что в ход шли эфирные масла с довольно хитроумными свойствами(Пачуля, Иланг, та же легендарная Лаванда/Жасмин, особо убойный, но нудный в обработке Шафран и т.п.). Недаром даже в известном романсе из Гардемаринов(сказки с претензией на историческую достоверность) сие помянуто: Умным родиться - нехитрый секрет Мужеский ум - либо есть, либо нет. Женская прелесть - иное Дело оно наживное... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты