Перейти к содержанию
Гость Ракса

Чур. Исследование-обозрение

Рекомендуемые сообщения

Гость Ракса

Чур
Исследование-обозрение

 

Также Цур. Щур. Пращур. Чура. Чурка. Чурила. Чурило.

     Божество. В древности идолы его встречались на перекрёстках дорог. У них были в основном мужские имена Чур, но попадались женские – Чура и Чурка.

 

Чур есть производное родовое от своего ещё более древнего божка Щура/Пращура - родителя у древних славян.
В те времена земля, где покоились Пращуры рода, наследовалась из поколения в поколение, и потому считалась неприкосновенной. Нельзя было сдвигать границы, потому что Пращуры, которые таким образом оказывались на территории другого рода, за неуважение святости и неприкосновенности границ, за передвижение межей, подвергаются проклятию Щура, и после смерти их души сами блуждают под землёй, не имея пристанища.
Чтобы заслужить себе упокоение души невеж принуждены будут таскать камни по полям, их можно заметить по блуждающим огонькам.

Чур сохраняет установленные между родами моральные принципы, деля всё по справедливости. Тут нужно не забыть только сказать: "Чур-пополам! Чур-вместе!"

 

В православные времена появляется понятие Чёрт, которое Чур очертил от себя чертой, размежевав добрых духов от злокозненных.
Чёрт в православии тот, кто постоянно нарушает межевые границы дозволенности, тот, кто подменяет добро на зло.

  Чур считался покровителем и сберегателем собственности земельной, на границах земель их владельцев. Он охранял межи, земельные границы между родами, семейный очаг и границы восточнославянских народов. Чур охраняет родовые и племенные владения, и нечистые силы не могут переступить их границы.

  На этих границах делались межи в виде бугров с частоколом, и эта полоса считалась неприкосновенной. Коли проникнешь через такое заграждение, то тебя покарает Чур.

 Был даже такой ритуал, когда хозяин обходил владения, гоня перед собою жертвенных животных. Тут он пел гимны и затем приносил жертвенных животных Чуру. Потом по межам копались термы, куда ставились крупные камни или стволы деревьев. Туда же накладывали горячие угли вместе с хлебными зёрнами, другая снедь, даже мёд и вино. Это всё были подношения Чуру, который по поверьям здесь главенствовал, а иногда и появлялся. В благодарность за своё почитание Чур оберегал неприкосновенность межей от враждебных духов.

 С развитием культуры обработки земель и ремёсел на межах появляются примитивные изображения самого Чура. Сработаны они были нарочито грубо из материала не самого лучшего свойства, что показывало невысокое положение этого божка в представлениях древних пахарей. Однако они почитались священными и неприкосновенными.

 Чур, по представлениям пахарей, действительно оберегал границы их полей, которые они с огромным трудом отвоёвывали у лесов и степей, сохранял межи между разными хозяевами, а вместе с эти и мир между родами. Нарушившего границы, ждала кара. Чур удерживал разгулявшийся топор, останавливал неосмотрительную соху.

 Чура изображали в виде деревянного кругляша, обрубочка в руку толщиной. На кругляше вырезались в виде рун, которыми обозначались владельцы земельных участков. Сегодня можно что-то подобное увидеть в лосином острове, где на межах стоят столбики с цифрами и буквами. Этимология слова Чур тянется из других древних наименований: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка.

 Чурка предпочитала житьё возле очага, в тёплой избе. Она прислушиваясь к ночным звукам, и уже издалека узнавала за дверями шаги чёрта нечистого с козлиными копытами. Когда чёрт приближался, то в саду ветвях деревьев начинали плакать детскими голосами, навы, на крыше дома расхохотывались дивы, а под огнищем в землянке шевелились щуры — души предков. В те времена умерших часто хоронили под домом.

 

 В послехристианское время, с приходом на Русь православия, Чур, стал оборонять хозяина и его добро от нечистой силы. Поскольку со временем часть межей стала использоваться как дороги проезжие, то Чур стал их охранителем и мимо него не могли проскочить никакие черти.

 Если на дороге возникает какая опасность, то не забудет ни пеший, ни конный призвать Чура и сказать: "Чур меня".

 Говорят, что Чур может даже оберегать тайные мысли человека, если зачураешь их и скажешь: "Чур тебе на язык!" В этом случае злое пожелание не сбудется.

 При поиске кладов на дорогах Чур тоже помощник добрый. Коли найдёшь что-то ценное, надо сказать: Чур, моё!
Чур, хоть и древний, а ныне не самый сильный из богов, божок всего лишь, но он добрый и найдёт возможность приберечь находку путника для него одного.

 Чур также определяет границы выполняемой работы, когда крестьянин непроизвольно восклицает: Ну это уж через Чур! То есть дальше двигаться в работе нельзя.

 С помощью Чура можно узнавать о своей судьбе. Для этого нужно приготовить коровью кожу и положить её возле проруби. Ночью водяные бесы, почуяв коровью кровяную кожу выйдут из проруби, подхватят кожу, станут подвластны хозяину, и полетят, куда им будет велено. При этом они сами станут незримыми и хозяина сделают незримым. Вот они слетают, хозяин всё. что нужно узнает и когда бесы водяные на шкуре коровьей назад полетят, то. прилетев, они будут спешить нырнуть в свою прорубь, захватив вместе с собой хозяина-гадальщика. Тут как раз и нужно сказать: "Чур этого места!" 
Чур хозяина выхватит и оставит у проруби, а бесы в прорубь ускачут. Не успеет хозяин этого воспроговорить, то ждёт его неминучая погибель.

Есть другой способ гадания на судьбу с помощью Чура. Любопытной девице нужно поставить на стол два прибора в пустой комнате, да не забыть ещё свечу с зеркалом. Потом, глядя в зеркало, нужно загадывать, чтобы суженый, ряженый, пришёл к ней поужинать. В полночь явится Некто, чтобы посмотреться в зеркало таинственное. Будет он смотреться через плечо девицыно. Как глянут они друг в друга, тут как раз и нужно его запомнить, каков он из себя, и быстренько сказать: "Чур этого места!"
Некто этот и будет иметь вид её суженого жениха. Если не успеть зачураться, то эта нечистая сила, что образ жениха ей представила, ухватит её душу с собой и через некоторое время тело девки тоже с собой в подземь унесёт. Эти нечистые не любят, когда их пытают, а взамен ничего не дают. Вот тут Чур как раз кстати и бывает, он ведь стоит на страже границ между Светом и Темью.

© Copyright: Олег Данкир, 2018
Свидетельство о публикации №218093000096

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость Ракса
12 часов назад, Тамара сказал:

Идиотизм обыкновенный,но абсолютный. 

Тамара, это весь ваш перечень контраргументов по теме?..

Исчерпывающе...

spacer.png

Изменено пользователем Ракса

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Ракса сказал:

'то весь ваш перечень контраргументов по теме?..

Исчерпывающе...

Ваше Темнейшество, кому оппонировать-то?  Олежке Данкиру, из-под чьего пера сей опус вышел? Давайте сперва посмотрим на личность автора. Вот что он сам о себе пишет:

Цитата

Моё кредо в исследовательской деятельности заключается в том, что любое утверждение должно содержать в себе не менее двух его опровержений, что и составляет основной принцип Практической Информографии, которой я занимаюсь с 1995 года. Практическая Информография (иногда Анформография) является одним из видов Энциклопедии. Главная её отличительная черта заключается в том, что одному термину в Информографии может соответствовать несколько определений, часто неопровержимо доказывающих несостоятельность всех остальных определений. Чем больше таких взаимоисключающих друг друга определений одного термина, тем выше качество Анформографии.
Вне Альбомов представлены небольшие эссе по разным вопросам нашего бытия. Какой-то особой общей линии в них не нужно искать. Так, больше игра слов, фраз, имитация каких-нибудь авторских интересных работ.

Ракса, приходите со своими статьями, с удовольствием вам приведу контраргументы. Искать зерна истины в "имитации авторской интересной работы" и  нагромождении "взаимоисключающих друг друга определений" - это даже для такого киберславянина как я чересЧУР. Или тащите сюда Олежку, если он из этих ваших готов.

Изменено пользователем Практик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость Ракса
3 часа назад, Практик сказал:

Искать зерна истины в "имитации авторской интересной работы" и  нагромождении "взаимоисключающих друг друга определений"

Истины, говорите?..

spacer.png

И что характерно, как минимум три взаимоисключающих определения!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...