Перейти к содержанию
Тамара

Государыня Ольга: родословная восстановлена

Рекомендуемые сообщения

Государыня Ольга: родословная восстановлена! (правдоподобная версия происхождения Княгини)

 
 
 
 
 
 
Государыня Ольга: родословная восстановлена! (правдоподобная версия происхождения Княгини)
 
 
 

Сегодня, надеюсь, будем ставить точку (а может многоточие) в различных трактовках, предположениях, версиях происхождении супруги Игоря Рюриковича, матери Святослава Игоревича — княгини Ольги. Интересной исторической персоны, чьи труды совершенно определенно — стали основой для государственного становления древней Руси. Предлагаю осмыслить и поспорить над рядом новых вводных, что представлю вниманию искушенному и не очень Читателя…

Степные мотивы? Помимо византийских источников и широко известных богомольных мифов о месте рождения Государыни русов, есть один любопытный документ: сообщение летописца 1606 г. из Погодинского сборника:

«…женись князь Игорь Рюрикович во Плескове, поя за себя княжну Ольгу, дщерь Тмутаркана, князя половецкого».

Другой вариант:

«…женись князь Игорь Рюрикович во Плескове, поя за себя княжну Ольгу, дщерь князя тмутарканского».

Наукой — информация сначала была снесена на обочину, ввиду явной неуместности здесь половцев. Что нарисовались-не-сотрешь в южнорусских степях только в середине XI века. Поскольку сам пергамент попал в руки исследователей в удручающем состоянии, то выше приведенные варианты прочтения — причина споров по сей день. Какой взять за основу — не присоветую. Но для собственной публицистической версии предпочту …второй. Объясню, с какого перепуга…

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Высокого Рода… Государыня Ольга, в любой итерации (от изборской до дунайской) могла принадлежать только к некой высшей знати, скорее всего, — княжескому роду. В Игоревом договоре 941 года с ромеями она носит титул Княгини. Ее доверенное лицо (посол) назван следом за представителями Игоря/Святослава. Поводов сомневаться в знатности вроде нет. Тем более, договоры Вещего Олега (а потом Святослава) — вовсе обходятся без упоминания их жен.

«Княгиней от Плескова» Ольга помянута Ермолинской летописью (вторая половина XV в.). «Повесть временных лет» сообщает: она получила после свадьбы с Игорем собственный удел — город Вышгород. И село Ольжичи тоже — в полную собственность отошло. Треть дани, что Государыня получала с прибитых варяжским геноцидом древлян, — шла на нужды Ее двора. Немаловажный момент — еще до смерти Игоря, в распоряжении Государыни находилась … «своя дружина». Очень интересный поворот сюжета.

Ну и самый спорный в среде историков момент: каким чудесным образом «простая баба» и вдова смогла получить права Регентши, а потом и «Архонтессы Русов», подчинить варяжскую вольницу столь жестко, что из-под веника видать не было? Вполне спокойно могла мурыжить взрослого «законного наследника» Святослава на второстепенных ролях, ничуть не признавая его прав на киевский престол. Для начала любого анализа вполне достаточно информации, чтобы закралась трезвая мысль: Ольга принадлежала к какому-то знатному княжескому роду, не менее… Могла опираться на мечи немалой воинской силы.

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

«Тмутарканская династия». Почему показания Погодинского сборника столь не приемлемы наукой, но кажутся вполне жизнеспособными… Вашему покорному слуге, например. Резоны такие: у древнерусской Тмуторокани (Тамань) имеется дунайский «двойник» — городок Тутракан. Стоит себе преспокойно и поныне в низовьях Дуная, неподалеку от Силистры. Лингвисты авторитетно бают: древнерусская форма «Тмутаркан» (из Погодинского сборника) ближе к болгарскому варианту — Тутракан. Чем к «Тмуторокани» из «Повести временных лет».

Как солидарный факт — появление в тексте «князя Тмутаркана» органично воспринялось Летописцем, что ничтоже сумняшеся начертал рядышком и «Плесков». Топонимов на Тамани таких нет, но есть в дунайской Болгарии — Плиска. Тутракан, кстати, — рядышком с ней расположен. Если верить местной археологии и источникам — в XI-XIV столетиях тут кочевала долго и постоянно часть Половецкой Орды. Аккурат в «Тутраканской области» Северного Дуная. Летописец написал то, что знал достоверно. А кто был до них — мог и не ведать. Чай не историк, а отец святой…

Читая карты. Что же делать исследователям? Версия кажется стройной, но прямых свидетельств нет. Особенно трудна загадка этнической принадлежности дунайских Тутраканских Князей. Но интересно и другое: град Тутракан лежит именно в той географической локации, которую средневековые источники условно именовали Дунайской Русью. Понятие размытое, спорное, но неплохо может быть очерчено вот чем…

На болгарском Дунае есть целая россыпь городов, что считались «русскими» в «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV в.). Видычев град (современный Видин), Тернов (нынешний Велико-Тырново), Килиа (на Килийском гирле Дуная), Каварна (севернее Варны). Ну и самый известный летописный «на усть Днестра над морем Белгород» (современный Белгород-Днестровский). Выше по Дунаю от Тутракана до сих пор находится город Русе/Русь. Почти у черноморского побережья — город Росица.

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Есть такая неплохая книжка «Папство и Русь в X-XV веках» Бориса Рамма, что очень удобна в познаниях исторической географии и дипломатии. Так вот, кардинал Цезарь Бароний помянул некий «город русских», в котором гонцы византийского императора Константина догнали папских послов, возвращавшихся в Рим (лето 1054 г.). Их маршрут пролегал… по Дунаю. В пользу нашей версии говорит и прямое свидетельство Ольгиного посла по имени Искусеви. Который в договоре 944 года объявил о своей принадлежности к «роду русскому». Иностранец возле Государыни? Сомнительно…

Митрополит Макарий в «Истории христианства…» приводит эпизод Псковской летописи (XVI в.) где писано: отец Ольги был русский, а мать «от языка варяжска». Немного в сторону уводит, но указывает на этнические связи Ольги со славянским Поморьем. А мама «рода варяжска» — вполне может быть некоего вендского княжеского Рода. Только так можно устранить все противоречия, а князей Тутракана заподозрить в принадлежности к «от рода русского».

По половецкому следу. Не дает все же покоя именование Ольгиного отца «половецким князем» («дщерь Тмутаркана, князя половецкого»). Ступая на зыбкую почву предположений, вспоминается Мазуринский Летописец, что оставил интересную легенду о пяти братьях, основателей и родоначальников народов Великой Скифии. Двоих там зовут — Рус и Куман. Понятно, что ни «русы», ни «куманы» (половцы) не могли быть в «точке сборки» Скифии единовременно. Но мысль изощреннее…

Очень похоже на то, перед нами устойчивая традиция «нахлёста» друг на друга этнонимов «русы» и «половцы». Было частенько такое. В традиции средневековой историографии присваивать новым народам — название земли, что закрепилось за прежними «владельцами». Славяне, появившись в границах «Великой Скифии», — немедленно были перекрещены соседями … в «скифов». Те «русы», что оказались в Крыму, — стали «таврами» или «тавро-скифами». Летописец вполне мог «прописать половцев» возле Тутракана, имея в уме твердое убеждение, что эта область — «быша Русь». А этнонимы «русский» и «половец» в этом регионе могли быть синонимами.

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Если всё так, то пазлы складываются. Тутраканские русы самостоятельны и сильны не были, испытывали болгарское влияние — политическое и культурное. Это отчетливо просматривается в именовании византийцами Ольги — Эльгой. Что болгарское (не греческое) прочтение имени вообще-то. Можно предположить, что Ольга в отрочестве была отдана на воспитание ко двору болгарского архиепископа в Плиску/Плесков. А потом была «приведена» в Киев в качестве невесты Игоря. Только вот каким именно Олегом?

Говорливый сынок. Самым очевидным посылом всех исследователей на берега Дуная являются, несомненно, слова Святослава Игоревича, сына Ольги. Что в полном осознании некоего своего «наследственного права» считает болгарский Дунай «своей» землей:

«Не любо ми есть жити Кыеве, хощю жити Переяславьци в Дунае, яко то есть среда [середина] земли моей…»

Во-первых, норманисты после прочтения этой цитаты должны испариться, аки бесплотные духи со своими скандинавскими «версиями» происхождения государственности Руси. Куда еще доступнее человече им сказал… Но ученые немцы посчитали это пустой похвальбой авантюриста, пусть будет… Если вдуматься, для Святослава низовья Дуная вполне могли быть «серединой его земли». В силу наследственных прав на эту территорию, перешедших к нему от Ольги. Болгары были несколько другого мнения, за что и получили на свои бедовые головушки Великий поход Руси с вдумчивым геноцидом.

В этой версии событий тогда становится понятна фраза Константина Багрянородного, что подробно описывал ежегодное плавание киевских русов в Царьград. Всегда подвисали историки… Базилевс спокойно и уверенно говорит: «миновав дельту Дуная, они (русы) уже не боятся никого». Географический, пардон, кретинизм сошел на венценосного мыслителя и историка? Нет. Муж был трезвый, точный, дотошный в географии всегда. Что тогда делать киевским русам в гирле Дуная? В Киев другим маршрутом ходят, по Днепру-реке, на минуточку.

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Теперь же смысл этой фразы становится понятным: войдя в Дунай, русы не только на печенегов через борт …пардон, моцион справляют. Но и болгар не опасаются, «не боятся никого». Потому как на «Русь», домой пришли — в земли Тутраканские… Насколько император Константин Багрянородный разбирался в сортах «русов» — вопрос забавный и открытый. Позже разберемся, как еще раз родословную Вещего Олега листать будем.

Заканчивая … Какие выводы будем делать? За Читателем полное право выбрать любую версию: псковскую, изборскую, болгарскую… или же эту, что автору больше нравится. Потому как, с точки зрения исторической вероятности, — женитьба князя Игоря на девушке из болгарского города Плискова или Тутракана куда понятнее… Чем появление простолюдинки Ольги из Пскова, которого тогда не было… Варяги пришли в Киев (Северное Причерноморье), стали там наводить свои порядки. Искать династического союза с уже «своей» северной землей — абсурдное действие. Но контроль над устьем Днепра и женитьба на болгарской «русинке» — это уже политическая целесообразность и логичная государственная амбиция. Так наверное… всё и было.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
 
 
 
 
 
 
 
 
69
 
 
 

Коя си ти, Господарке Олга? (в поисках дунайской родословной Княгини «русов»)

 
29 сентября
929 дочитываний
6,5 мин.
 
 
 
 
Коя си ти, Господарке Олга? (в поисках дунайской родословной Княгини «русов»)
 
 
 

Как уже поминали в нескольких статьях канала — о Княгине Ольге, до ее замужества с Игорем Рюриковичем известно … почти ничего. «Повесть временных лет» сообщает об одном месте ее рождения (несуществующий на тот год Псков), «Книга Степенная царского родословия» называет отчим домом Ольги «весь (деревеньку) Выбутскую» под Псковом. В Иоакимовской летописи, бывшей якобы под рукой у энтузиаста-историка Татищева, родиной Ольги назначается уже Изборск, что уже ближе к хоть какой-то правде…

Две наиболее популярные версии, в полном анализе, можете читануть на канале, если не лень великая. В течении времени, по ходу переписывания и дополнения летописей — показания родословной Ольги множились, кочевали в другие источники, обрастали (не пойми откуда взявшимися) подробностями. Например, основанием для перенесения родины Государыни из Пскова в село Выбутино послужило Житие Ольги. Что выплыло на свет божий «Великих Четьях-Минеях» митрополита Макария аж в 30-40-х годах XVI века.

«Степенная книга» поздних редакций «неожиданно» что-то припомнила и рассказала, что Псков был основан Ольгой, когда она уже была христианкой. В Никоновской летописи XVI века появилось известие о селе Будутине. Мол, там Государыня первый раз крикнула младенцем… И по старой родовой памяти — сослала туда мать Владимира Ясно Солнышко — рабыню Малушу… Перинатальный центр там был знаменитый, ага… Цепочки этих сказок можно перечислять долго. И говорит сие только об одном… Святым отцам даже близко неведомо ее настоящее происхождение. Это если уж совсем корректно выразиться. Их больше божественный образ занимает во все времена… Что критике не подвергаемо, у всех свой функционал.

 
 
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Первый прорыв. Долгое время правдоподобных версий о месте рождения Ольги не существовало. А церковные басни трещали по всем швам уже с середины XIX века. И наблюдалось полное отсутствие источников, опровергавших «псковскую легенду». Но в 1888 г. архимандрит Леонид (Кавелин) аккуратно ввел в научный обиход неизвестную ранее рукопись. Отыскалась она в гигантской библиотеке графа Алексея Сергеевича Уварова, русского археолога, основателя Исторического музея (Москва). Документ получил название — Краткий Владимирский Летописец (конец XV в.).

Открытие было …революционным. Оказалось, на древней Руси существовала иная, «вне-псковская» версия происхождения Государыни русов. Что относила место ее рождения… на тысячи верст с северов — на юго-запад, в дунайские земли Болгарии. Текст гласил:

«Игоря же Олег жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бе мудра вельми».

Несмотря на господствующую «норманнскую теорию» происхождения государственности, историки стали тщательно проверять новые вводные. Действительно, в первой половине Х века существовал город, название которого давало русифицированную форму летописного «Плескова». Сим градом была — болгарская Плиска (Плискова). Сейчас эта локация находится в районе Шумена. Лингвисты сначала вскинулись, но потом сдулись и признали: соответствие в данном случае просматривается полное.

 
Дворцовые руины г. Плиска (Иллюстрация из открытых источников)
 
Дворцовые руины г. Плиска (Иллюстрация из открытых источников)

Тождество Плиски с якобы Псковом-Плесковом подтвердилось множеством исторических свидетельств. Как оказалось, это древняя столица Первого Болгарского Царства, не раз поминаемая в источниках первой половины IX — XII веков. Список солиден: надпись хана Омортага (почитаем как-нибудь), труды Льва Диакона, Анны Комнин, Кедрина, Зонары и т.д. … Болгарская Плиска была большим и людным городом, крупнейшим религиозным центром Балкан с огромным языческим капищем (более 2000 кв.м). В IX веке тамошний материальный Пантеон был накрыт камнем величественного христианского храма, как ОАО «Аллилуя» обожало делать с «намоленными» местами.

В 893 году Плиска была сожжена венграми, обезлюдела и запустела. Резиденция царских правителей Болгарии и архиепископов переехала в Великий Преслав. А разоренная старая столица только через несколько десятков лет возродилась, но былое величие утратила безвозвратно. Превратившись в некий духовный центр для христианских книжников-богословов, видных деятелей церкви, представителей болгарской знати. Этакая Москва во времена расцвета имперского Санкт-Петербурга. Патриархальный культурно-духовный центр всего Царства и балканского региона.

Читая смыслы… Ели взглянуть на ситуацию с женитьбой Игоря строго династически — Плиска выглядит правдоподобно, как место, где стоит поискать невесту. Нет, конечно, Божий промысел столь креативен, что делать это нужно непременно в окрестностях селища кривичей в дюжину дворов. Но предлагаю волшебство и сюжеты «дамских романов» из исторического процесса все же исключать. Что дает еще одну вводную для размышления. Разные списки «Повести временных лет» помещают сообщение о прибытии Ольги (из «Плескова» в Киев) сразу после строк о неудачной войны болгарского царя Симеона с греками и венграми. Локация — несомненно дунайская и балканская. Следом… приезд Ольги… Причинно-следственные связи не просматриваются?

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

В поисках родословной… Насколько Государыня могла быть этнической болгаркой? Не факт, что такая версия правдоподобной окажется. Само собой, болгарские историки, как только утвердили в своей историографии факт полного тождества Плескова с Плиской, тему развили. Провозгласив Ольгу племянницей царя Симеона (888-927 гг.). Данный факт… если честно, напрямую ничем серьезным не подтвержден. Только косвенно.

Скептиков (совершенно справедливо) не устраивает личность Ольгиного дяди. Высоковат шесток, по справедливости судя. Если принимать сие за правду — придется полностью отправить в утиль «Повесть временных лет»… Переработать биографии Олега и Игоря. Оставив в покое беднягу Рюрика в новгородской глухомани, пусть там бушкается сколь душеньке угодно с мерью, чудью и прочей лесной братией. Пересмотр традиционной хронологии Повести временных лет …не знаю, способен ли научный мир на такую титаническую работу и подвиг. Скорее «нет», чем «да», хлопотно.

Но сам факт происхождения Ольги из болгарской Плиски уже потихоньку перекочевал из раздела «фантастика» в «нужно проверять», что за счастье. В пользу «царского происхождения» Государыни говорит любопытнейший эпизод, как пища для построения версий. Связан он с этикетом при дворе Базилевса Царьградского… И почести, которыми сопровождались два приема Ольги во дворце Константина Багрянородного:

«Обязательный в таких случаях тройной «прискинесис» (не царских кровей посетитель обязан распростираться на полу перед троном) для Ольги был заменен лишь легким наклоном головы. А затем, сидя в присутствии императрицы и императора, она беседовала с последним «сколько пожелала».
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Еще одно, более убедительное: Ольга была принята во внутренних покоях дворца, куда имели доступ только родственники Базилевса и высшая знать Византии. Иностранным послам, любой чистоты крови иноземцам — туда дорога была заказана. Без исключений. Фактов подобных, во всяком случае, — не найдено в источниках.

Как правдоподобный вариант: болгарский Царь Петр Симеонович был женат на Марии-Ирине, внучке императора Романа I Лакапина (920-944). Княгиня Эльга (как ее называют византийцы) приходилась императору Константину Багрянородному… свойственницей, так кажется правильно сказать… Плюс ко всему, прибыла в гости она не послом, не «иноземкой», а в статусе главы суверенного государства «русов». Совокупность этих дипломатических тонкостей позволила претендовать на особое отношение, распахнуло двери внутренних покоев Императора.

Есть правда, одно очень толстое такое… Возражение. Что все конструкции «болгарские» рушит. Будь Государыня Ольга болгарской царевной, была бы крещена еще в младенчестве. Без вариантов. Никто и никогда ее за варяга-язычника не отдал бы в жены. Если только силком уволокли… А по чести — не тот шесток, простите. Какие-то неведомые варяги, с обликом бандюгов большой дороги… Или у нас серьезные прорехи в династической родословной Игоря с Вещим Олегом получается….

Но поиск не окончен. Есть еще одна версия, очень любопытная, с немалыми шансами на достоверность. Так что…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Летописные оковы княгини Ольги (критический обзор «псковской легенды» происхождения государыни)

 
 
 
 
 
Летописные оковы княгини Ольги (критический обзор «псковской легенды» происхождения государыни)
 
 
 

Если с народными преданиями и былинами происхождения княгини Ольги всё более-менее понятно, то вот погружаться глубоко в летописные источники — опасно. Как для психики, так и для репутации. Но «историческому наперсточнику» можно почти всё (лишь бы здравый смысл присутствовал), поэтому дерзнем. Итак, появление Ольги в Киеве летописная «Повесть временных лет» объясняет так: сын Рюрика Игорь, несмотря на появление признаков мужского возмужания, — абсолютно покорен Вещему Олегу, родственнику грозного отца-варяга. Настолько несамостоятелен в личной жизни, что опекун-регент:

«приведе ему жену от Плескова, именем Олгу».

Другой источник (Иоакимовская летопись) чуть более многословен и утверждает, что настоящее имя Ольги было …Прекраса. Но по каким-то загадочным резонам была Олегом переименована:

«а Олег поименова ю и нарече во свое имя Ольга».

Можете потратить всю жизнь, но не найти подобного эпизода. Чтобы языческое имя менялось на другое… языческое. Прозвание получить какое, тайное имя от «злых духов» при рождении, прозвище звучное… а потом в историю зайти таким образом. Этого добра навалом. Но вот Имя? Кто силен в ритуалах подобных (наших широт) — просветите в комментариях, возможен некий пробел у автора. Дальше...

Олег Вещий не мог никого привести Игорю, поскольку эти персонажи никогда … друг друга в глаза не видели. Летописная выдумка Нестора, чтобы протянуть нитку династическую к Рюрику. Эпизод многократно доказан (по мнению автора), наукой внятно не опровергнут по сей день. Но… Игорь существовал, мужем Ольги был, а кто сват тогда…? Если не Вещий Олег? И откель он «приведе» столь великую историческую персону? Позже разберем, пока же…

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Опять во Псков. В науке господствует именно «псковская легенда», что многотомно расскажет: летописный «Плесков» — сие есть древнерусский Псков. Значит, происхождение Ольги стоит искать только там. В материале «Каменная поступь Государыни» канал познакомил Читателя с детальной аргументацией этой версии. Крепко настоянной на лампадном масле и запрещенных законодательством мухоморных взварах… Там, в «веси Выбутской», и должна стоять точка в любых спорах, вроде бы. Данная прописка устраняет и противоречия со вторым источником: «Житием святой и равноапостольной Ольги». Который утверждал: во времена Ольгиной молодости: «еще граду Пскову несущу» (не было тогда Пскова, короче).

Особых сомнений добавляет вот что. В народной традиции — Выбутово/Выбутино/Выбут слывёт и родиной князя Владимира Святославича, крестителя Руси неудержимого. Самое место, ага. Опосля неимоверных топтаний государыни Ольги по тамошним валунам. Очередной христианский трюк с «духовной преемственностью» двух первых царствующих равноапостольных святых, внука и бабки. Кому как, но ладаном от этой истории пованивает крепко.

Еще больше заставляет посомневаться в «псковской версии» — датировка ее появления. Вроде смотрится всё чинно — топонимы «Плесков» и «Псков» присутствуют в Новгородской I Летописи старшего и младшего изводов. Но шайтан, как говорится, — в деталях скрыт. Может слабый аргумент, однако в Старшем изводе «Псков» вытесняет «Плесков» только с 1352 года. Получается, что «псковская легенда» стала общепринятой среди летописцев… только к началу XV века. Ничего так себе дистанция, сто чертей в ступе сменилось. Как и редакторов монастырских…

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Бестселлер — в тираж! В законченном полном варианте «псковскую историю» можно прочитать лишь в Степенной книге, что 1560-х годов издания. Там Ольге в качестве общественно-исторической нагрузки еще назначено основание Пскова (чему археология категорически противится). Усилиями «государственников-москвичей» в рясах легенда широко распространяется по всем «типографиям». Становится «историческим фактом». Ольгино «Житие…» Димитрия Ростовского (1651-1709) сообщает авторитетно:

«Ольга из Новаграда иде в отечество свое, иде же родися, в весь Выбутскую и поучи сродники своя познанию Бога. Егда же в стране той прииде к брегу реки, зовомой Великой, … еже на месте том быти граду велику и славну. И возвратися в Киев, посла довольно злата и сребра, повеле город Псков созидати и люди населяти».
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Откуда эти святые пиарщики надергали столько дополнительной информации — лично для меня загадка великая. Но процесс не остановился, рос и креп. Стремясь прикрыть «посконное происхождение» Государыни, фантазии бурлили, басни пухли. Очень скоро из славянки-простолюдинки, перевозчицы Игоря через реку Великую («рода не княжеска и не вельможеска, но от простых людей» — как в первоисточнике, — авт.) Ольга превращается… превращается… В «дщерь» Олега Вещего! Во «внуку-правнуку» Гостомысла, княжну из рода изборских князей. Самые смелые заносят ее метрику о рождении в род знатных скандинавов под именем Хельга… Шах и мат, пойду плесну чего-нить…

Читая буквы… О Хельге Скандинавской. Помянута сия дама в сагах, если помнится. Каких только дискуссий не начитался от «специалистов» по лингвистике и фонетике. Дошло до того, что свою «Ольгу/Хельгу» суровые повелители селедки вдруг стали искаженным именем Аллогия называть. Настоящие скандинавы удивлены такими языковыми упражнениями, авторитетно заявляю. Даже больше. Они и князя Олега не признали за носителя скандинавского имени, приписываемого ему представителями норманнской теории. Прежде чем устраивать верстовые забеги в комментариях с игрой словами — посоветуйтесь в чистопородными обитателями фьордов. Очень удивлены будете: «скандинавские» имена обоих русских князей — и Олега, и Ольги, — сами скандинавы в упор не узнают. Передаются сии имена совсем иначе.

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

А если не внемлите просьбе автора — начните вот с такого упражнения. Утверждаю, что Ольга/Олег имеют древнюю славянскую (балто-славянскую) природу. Есть известное у балтийских славян имя — Ольгост или Ологаст, он же Волгаст или Волегаст. У них же и другой вариант найдется Велегост. Славянское в топонимах: Wolgast (крупный город в Передней Померании, в XII веке упоминался как Hologast). А также Velgast (поселок рядом со старинным руянским городом Штральзунд, или Стрелово).Vehlgast найдется и в Мекленбурге-Передней Померании.

Имена Олгост — Волгост известны на Руси, помянуты в «утерянной» Ипатьевской летописи. Новгородская область: есть деревушка Велегощи (от имени Велегост). Топонимы встречаются в Польше с Чехией: Wòłogòszcz, Velihošt’, Vlhošt’. И в других славянских землях. Уверен, что имена «Олег-Вольга» — обычные сокращения. Практика была популярна и повсеместна у славян. Характерна даже. Имя Радим является сокращением от Радимир, Гостим — от Гостомысл, Мирош — от Мирослав, Браниш — от Бронислав, Ярош — от Ярослав, Ярёма — от Яромир …список бесконечен.

Женское имя Ольга. В древнерусском языке известно слово польга (польза). В северных наречиях до сих пор в ходу: «Сохе грамота не польга». «От лекарского снадобья польги мало». Было в русском языке также и позабытое нынче слово «льга», если почитать Даля. Известно польское слово «ulga» — облегчение, успокоение. Литовское alga — вознаграждение. От него выводят, кстати — имя Ольгерд. Забег можно продолжить, но думаю достаточно...

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Читая смыслы… Разбор короткий будет, не обижайтесь патриоты псковской земли... Наивная «простота» будущей Государыни русов — это духовная калька прототипа небесной покровительницы Ольги после крещения. Звали сию тётеньку — императрица Елена, была матушкой самого известного в мире «археолога» Константина Великого, что понаходил (под чутким маминым руководством) полный набор артефактов с места казни Христа: от гвоздей и копья Лонгина до таблички с именем казненного пророка. Хотите знатно похохотать — почитайте религиозные упражнения «святой семейки» — тут.

Так вот, царственная святая Елена передала своё имя в крещении царственной же Ольге. Ромейка была до венценосной свадьбы… дочерью смотрителя почтовой станции. В русской Летописи тоже прямо пишется: родилась великая Государыня наша в семье простого перевозчика. Если перетолмачить на греческий манер — смотрителя перевоза на реке Великой. Обе божественные повелительницы из самых низов, так сказать. Читать нужно правильно сие, затаив дыхание, — ибо первоначальная «простота» скрывает в себе залог будущего Величия.

В «псковской легенде» отчетливо торчат ушки другой — «варяжской». С концепцией происхождения государства «древняя Русь» из северо-русских земель. Когда это было принято в качестве идеологической концепции и прописано в поздних Сводах? Верно, в XV-XVI веках. Тогда наследники Калиты усвоили для себя родовое прозвище «Рюриковичи». А для чего? Верно, чтобы иметь полное феодальное право рассматривать все русские княжества (особенно вольные Новгородско-Псковские земли) — как «отчину и дедину» свою. Если думаете, что идеологию Карлуша Маркс придумал, то крепко ошибаетесь. Он ее талантливо и точно описал, опираясь на немалый исторический багаж и мозг недюжинного аналитика.

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Понимая историю. Так вот. Вместе с официальной «линией партии» в парадигме «Рюрик — наше всё!»: происходит канонизация Ольги (1547 год). Абсолютно по времени всё совпадает. Окончательное оформление «псковской версии» ее происхождения (как и других нежданно всплывших «фактов») в Житийной биографии произошло …мммм, во второй половине XV — первой трети XVI в.

Для чего так сделано, почему фантазия забурлила у попов-князюшек? Да потому что не было никаких достоверных фактов, что в раннем Средневековье существовали прочные государственные связи Северной Руси с Киевской. Всё что нашлось — носило легендарный характер. И «Повесть временная…» писалась с полутора вековым гаком от событий. На основе чего? Преданий, народного эпоса, былин да корявых отчетов отшельников в скитах… Это исторический базис?

Начиная с самого начала: летописные сообщения о «походах с севера на юг» Аскольда и Дира (а потом Олега с отроком Игорем) — относятся к области давних преданий. Но с другими действующими персонажами: Владимиром и Ярославом, которые завоевали Киев из Новгорода. Даже северные версии ПВЛ, типа Устюжского летописного Свода — в известиях об Олеге вообще не называли столицы, откуда он совершил завоевание Киева. Налицо было в раннем Средневековье два обособленных «анклава» — северный и южный. А в центре всего этого «государства» спокойно сидели да меды пили «вятичи» с союзниками. Заставляя по своей прихоти кружить вокруг их земель «повелителей земель русских», князей киевских.

Вот почему выглядит лютым подлогом история с обретением Игорем жены Ольги. На берегах реки Великой, «от простых людей». Нестор иже с ним сами пропустили в своих сказках — опровержение очевидное. Вспомните молодые годы язычника Владимира Ясно Солнышко. Как сама мысль о браке с «простолюдином от ключницы Малуши» отметалась княжеским родом Полоцким:

Владимир Святославич вернулся в Новгород с варягами… И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть (свадебный славянский обряд, — авт.) сына рабыни, но хочу за Ярополка (законного наследника княжеского рода, — авт.)».

Рогнеда Рогволдовна столь безбашенна была и задириста, отказывая Владимиру в своей руке? Попрекнув женишка его «простецким» происхождением от рабыни-милостницы. Нет, это просто разные социальные шесточки раннефеодального курятника…

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

«Псковская легенда» — это очень поздняя пасторальная фантазия московских и (перевоспитанных) новгородских книжников XV-XVI вв. Ничего общего с традициями славян IX века не имеющая. Вчитаемся очередной раз… Юный Игорь, желая переправиться на другой берег речки Великой, окликнул лодочника. Там обнаружил очаровательного юного рулевого в прекрасном женском образе. Попытался, не снимая сапог, — тут же совратить деву, но был остановлен благочестивыми и разумными речами. Устыдившись, оставил свои нечистые помыслы. А когда пришла пора жениться… вдруг «вспомнил дивную в девицах Ольгу» и немедленного заслал свата, Вещего Олега.

Ничего не напоминает? Славянка-язычница как-то явно копирует идеальное поведение благочестивой девицы из русского терема XV-XVI века, прибитая традициями Домостроя. На досуге почитайте про добрачные традиции славян, их отношение к сексу и практике общения между полами. Будете удивлены свободе и открытости. А весь этот целомудренный миф отправьте на дополнительную редактуру в РПЦ, в свете «новых открывшихся обстоятельств», так сказать… Кстати, встреча на переправе тоже не просто так помянута: это символ свадьбы, часть славянского ритуала. Что в искаженном виде практикуется поныне. Кто своих суженных через пять мостов таскал на руках — подтвердят.

 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Грустные выводы. «Повесть временных лет» первых редакций, собственно говоря, не дает никакого повода считать Ольгу псковитянкой. Все связи Ольги с Псковом (не путать с «Плесковом», другой материал будет) ограничиваются лишь… санями (не ржать!). Во времена Нестора псковитяне хранили якобы принадлежавшую Ольге реликвию — транспортное средство на полозьях. Как они отжали у Государыни сей ценный предмет — загадка. Но достались они, если напрячь зрение и вчитаться в межстрочье летописное, — во время объезда Ольгой Новгородской и Псковской земли. Вполне могло быть такое.

А вот чего не могло быть — полное отсутствие родственников славянки (да хоть трижды скандинавки) Ольги. Что должны были (просто обязаны) повысить свой социальный статус во время ее долгого правления. В той же псковской земле. Ни одного боярского рода в северных широтах, что ведут свои корни к Государыне «русов» — не обнаружил, как не искал. Может, что-то упустил… хотя очень сомневаюсь.

И как водится — вишенка на тортик. Быть строго научными предлагаю. Включение имени Ольги в историю града Пскова крайне опрометчиво и некорректно. Археологи не решаются датировать становление «городского поселения» даже началом XI века. Деревенька там была малая. А центром племенных земель псковских кривичей в IX-Х веках был Изборск. Источниками помянут неоднократно и с археологией там полный порядок.

ЗЫ: Выводы автор пока не делает, рано. Еще одну версию просмотрим. Там будем судить да рядить… Откуда же родом Государыня Ольга…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...