Тамара 4 145 Опубликовано 26 февраля, 2020 Владимир За не особо долгий срок своего "поганства" я неоднократно встречал бродящую в стане идеологических противников мысль, что (нео)язычество в современном мире является мертворожденным новоделом:-Воссоздание верований древних язычников невозможно, т.к. эти люди обладали мышлением и мироощущением, которое чуждо нам сейчас;-Ты считаешь, что все живые виды произошли в результате эволюции, а не созданы богами? Предки так не думали. Ты не язычник, а обычный реконструктор.Доля истины в словах этих людей есть: даже если прямиком из Х века к нам перенесётся сотня волхвов, то того самого древнего язычества мы не восстановим, люди изменились. Но это только доля, всё остальное зиждется на ошибочном представлении о сущности современного язычества.Оставим за скобками сего рассуждения обычных реконструкторов (им ничто не мешает при воссоздании капищ оставаться христианами, иудеями, пастафарианцами и атеистами), а также тех, для кого язычество лишь модный тренд (этим гражданам боги не нужны вовсе). Речь о тех, кто искренне ищет служение Древним, их покровительство.Для человеческого общества характерны стадии взросления, как для конкретного ребёнка. Посмотрите на малыша, который недавно научился говорить, спросите его о мире. Скажет ли он то же самое через десять лет? Точно нет, если он не безнадёжно слабоумен.А как меняются представления сына об отце?4 года: Папа самый сильный, он знает и умеет всё.14 лет: Не всё папа знает...18 лет: Господи, да что отец в жизни понимает?30 лет: Надо было слушать папу.40 лет: Как бы поступил папа?...Подрастает ребёнок (общество), меняются представления о родителях (богах). Восьмиклассник-троечник знает уйму вещей о Вселенной, которые тысячу лет назад не снились величайшим мудрецам, так отчего же язычник должен думать так, как язычники древности? Мы не они, мы их потомки и наследники. Сейчас эпоха атома, а не дров.Любопытно, что благодаря особенностям нынешней эпохи, неоязычники обогнали монотеистов в весьма важной области: они переросли собственную мифологию.У меня нет ни одного знакомого язычника, который бы воспринимал мифы буквально. Для них это лишь способ предков описать мир, при неимении иных инструментов; мы прекрасно понимаем, что у каждого народа такое описание было своим, и объявить чьё-то единственно верным будет грубейшей ошибкой. А вот адептам авраамистических религий в массе своей это лишь предстоит, слишком сильно они стремятся найти опору в устаревших моделях. Мир родился не за семь дней несколько тысяч лет назад, всё живое произошло эволюционно, а человечество не произошло от двух человек.Задача язычника обрести богов, а не дотошно восстановить верования кривичей под Смоленском во второй половине IX века и добуквенно в сию реконструкцию поверить. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты