Перейти к содержанию
Авторизация  

Рекомендуемые сообщения

Тамара пишет:

Заметки касательно Maran.(Источник не известен,мне просто прислали).
Когда речь идет о Маре (Mara/Maran) в том виде, как она мыслится на территории Северной Европы, а именно злом существе (шв. ont väsen), духе или "полудухе", нападающем по ночам на людей и скот, то следует признать существование двух различных взглядов на ее природу.

В первом случае мара - самостоятельное духовное существо (шв. andeväsen), злой дух, находящийся в родстве с духами леса (шв. Skogsrå), нападающий на спящих людей, детей и животных. Чаще всего представление о нападении мары связано с некоторыми характерными явлениями, такими как:

"Rida" ("езда")

Мара изводит и ездит (шв. plågar och rider) на людях (шв. Rider människor) и животных (шв. Rider djur). Причем езда на животных, в особенности на лошадях (шв. Rider häst), и езда на людях, чаще всего на мужчинах (шв. Rider män), не одинакова, если сравнивать ее между собой. В отношении животных, когда речь идет о ночной "езде мары", то подразумевается болезнь или недомогание, при которой животное плохо спит по ночам, и из-за этого постоянно крутится и потеет так, что на утро оно выглядит потным (в испарине) и уставшим, будто на нем катались всю ночь. И так это происходит ночь за ночью, пока скотина окончательно не заболевает и не умирает. "Мarugä" называют тот несчастный скот, на котором ездит мара.

В отношении людей "езда" - это всегда ночное оседлание, сопровождающееся сдавливанием грудной клетки, что иногда приводило к удушению спящего. О таком человеке говорят: "Мара объезжает и.о." (шв. «maran rides N.N.»). Здесь мара выступает в роли инкуба (где Incube/incubo/inncŭbu - от лат. "возлежать сверху"). Der Mahr - немецкий эквивалент имени Мара, германский корень в этом имени означает "давить", "дробить" и т.п.; в этимологическом словаре Яна дэ Врие (Jan de Vries) это слово просто интерпретировано как дробилка/давилка (шв. krossaren; герм. die zermalmerin. Hellquist 1 [1939] 1957 s.v. mara; de Vries 1962 s.v. mara 1, merja; Jóhannesson 1956 s.v. merja-mara). Ночные нападения мары на спящих также отражены в форме слова "кошмар": шв. mardröm, исл. martröð, норв. mareritt; что опять возвращает нас к понятию "езды" - ritt/rida.

Теперь следует сделать отступление и дать общее представление об еще одной форме езды - "Rider träd", езде на дереве. Как уже было сказано вначале, мара тесно связана с духами леса (шв.Skogsrå), эта связь может быть прослежена через такое понятие, как "markvast", или "marbuske" (также известное как "marvase", "martok", "marsudd", или "häxkvast). Вот как это описывается:

"Det finns en del träd, som ha som ett knyte av kvistar på något ställe i toppen. De träden kallades för marträd, och i det där kvistknytet skulle maran bo. Det var väldigt farligt att lägga sig under ett sådant träd […] maran [kunde] helt enkelt ta livet av dem [som gjorde det …]" (ULMA 3042:1 s. 24).

("Существуют некоторые деревья, у которых есть как бы клубок из ветвей в каком-либо месте на верхушке. Эти деревья назывались деревьями мары, и в этом клубке ветвей обитает маран. Было очень опасно лежать под таким деревом (на земле).")

Заметки касательно Maran., изображение №1
Чаще всего такие "кусты мары" (шв. markvastarna) образовывались на хвойных деревьях, в подавляющем большинстве случаев речь шла о сосновых деревьях с "густыми ветвями" (шв. "tätt ris"), такие сосны называли "martall". Также понятие "marträd" ("дерево мары") относилось и к некоторым лиственным деревьям, имевшим ту же особенность (часто у лиственных деревьев - в связи с поражением грибом Taphrina; в то время как у хвойных деревьев - нередко в связи с процессами генетических мутаций или поражением другими видами паразитарных насекомых и грибков), или к деревьям сухим и/или неестественно изогнутым. Именно о таких деревьях и говорят, что мара "ездит" ("rida") на них, и именно эта "езда" и приводит к подобного рода порокам развития ветвей.

Заметки касательно Maran., изображение №2
Еще одной особенностью нападения мары является ее страсть к спутыванию волос людей и животных в клубки или кос

ы, которые невозможно затем распутать. Такие косы называются "marlockarna", или "marflätor". Считается, если такие косы обнаружены на животном, то их ни в коем случае нельзя распутывать или обрезать, иначе месть со стороны мары последует незамедлительно, и она убьет скотину. Для лечения скота от посягательств мары в этом случае и использовали "markvast", или "marebuskar", тем самым удовлетворяя ее жажду "свивать" и "спутывать". Клубок из ветвей помещали в сарай с больной скотиной, и мара, оставляя скот, вселялась в этот "markvast", а затем его снова (вместе с вселившимся духом) возвращали в лес.

Помимо этого, полагали, что мара является виновницей некоего заболевания, именуемого "markyss" ("поцелуй мары" - разновидность ротового герпеса; шв. munherpes - заполненные жидкостью небольшие пузыри на губах); считалось, что эта болезнь возникает из-за ночного приветствия мары - того, что она целует свою спящую жертву. Эта болезнь могла поражать и старых, и молодых. Лечится она тем, что больной целует стену трижды, раз за разом, но если это не помогает, то через три дня он снова должен целовать стену, и затем еще три дня, если и это не помогает. Тогда считали, что человек излечивается от этой болезни.

Иногда образ мары связан с человеком, который обладает властью посылать (шв. utsänt) ее с помощью колдовских потворов и заклинаний на других людей. Из этой связи мары и человека, ее насылающего, мы подходим ко второму взгляду на то, что могли именовать "Maran".

Во втором случае мара мыслится как "förvandlad människa", то есть человек, превращенный или трансформирующийся в дух. Вот что об этом пишут:

"Maran det är människor, som äro ute och plågar folk på nätterna […] Man kan känna

igen dem på det, att de inte ha något hår varken i armhålorna eller på »hemligheta»"

(LUF M745 s. 9 f.).

("Мары - это люди, которые выходят и мучают людей по ночам […] Их можно узнать по тому, что у них нет волос ни в подмышках, ни в паху.")

Т.е. речь тут идет о материализовывающемся духе человека (чаще женском), который по ночам мучает своих жертв тем, что садится на них сверху и тем самым сдавливает и удушает. Отличительной чертой мары такого рода является отсутствие волос на теле ("волосы на коже" (шв. hudhår), но не на голове), потому все те, кто после вступления в половое созревание, взросление и уже в состоянии зрелости не имеют волосатого лобка, считаются в народе "марами". Это не лишено смысла, и в особенности, если речь идет о классическом европейском ведьмовстве тех времен, когда слава сборищ на горах Blåkulla и Bloksberg была все еще жива и будоражила умы простонародья. Это отсутствие волос на теле в действительности представляет собой отличительный признак ведьмовства, связанный с использованием "ведьмовской мази" (шв. häxasalva), изготавливаемой на основе дурмана (шв. spikklubba; другие названия: klubbört, tisteläpple, tistelnattskatta, törnäpple, stickeläpple, hufvudvilla, kärleksäpple, älskogvilla; лат. Datura stramonium), угля и золы, ядовитых трав, жира и крови ночных животных и птиц, посвященных Дьяволу (благодаря добавлению которых можно было обращать свой дух в избранное животное). Ныне ведьмовской "культ дурмана", верно, вовсе сгинул, и теперь вряд ли можно найти человека, знающего и практикующего эти формы старинного колдовства*.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  

×
×
  • Создать...