Перейти к содержанию
Тамара

МОСКОВСКИЕ ЦАРИ И ВЕДОВСТВО (на примере Б.Ф. Годунова и А.М. Романова)

Рекомендуемые сообщения

МОСКОВСКИЕ ЦАРИ И ВЕДОВСТВО (на примере Б.Ф. Годунова и А.М. Романова)

Страх московских царей перед ведовством рельефно выступает в подкрестных и присяжных разного чина людей. Уже отец Иоанна Грозного нашел необходимым занести в крестоцеловальную запись клятву «о зелье о лихом».
В подкрестной записи Бориса Годунова от 15 сентября 1598 года присягающий на верность произносил между прочим:


«Также мне над Государем своим, царем и великим князем Борисом Феодоровичем всеа Русии, и над царицею и великою княгинею Марьею, и над их детми, над царевичем Феодором и над царевною Оксиньею, в естве и в питье, ни в платье, ни в ином ни в чем лиха никакого не учинити и не испортити, и зелья лихого и коренья не давати, и не велети мне никому зелья лихого и коренья давати; а кто мне учнет зелье лихое или коренье давати, или мне учнет кто говорити, чтоб мне над Государем своим, цар. и вел. кн. Б. Ф. в. Р., и над ц., и над их детми, Государи своими, какое лихо кто похочет учинити, или кто похочет портити, и мне того человека никако не слушати, и зелья лихого и коренья у того человека не имати; да и людей своих с ведовством да и со всяким лихим зельем и с кореньем не посылати и ведунов и ведуней не добывати на государское ... на всякое лихо.
Также Государя своего ц. и в. кн. Б. Ф. вс. Р. и его царицу, и их детей, на следу всяким ведовским мечтанием не испортити, ни ведовством по ветру никакого лиха не насылати и следу не выимати, ни которыми делы, ни которою хитростью; а как Гос. ц. и в. кн. Б. Ф. вс. Р., и его ц. и в. кн. Марья и их дети, ц. Ф. и ц, Ок., куды поведут или куды пойдут, и мне следу волшебством не выимати и всяким злым умышленным и волшебством не умышляти и не делати ни которыми делы, ни которою хитростию; а кто такое ведовское дело похочет мыслити или делати, и яз то сведаю, и мне про того человека сказати Государю... а не утаити мне про то никак; а у кого уведаю, или со стороны услышу у какого человека нибудь, кто про такое злое дело учнет думати и умышляти... и мне того поимати и привести к Государю своему; а не возмогу поимати, и мне про того сказати Государю своему»...

Таким образом подкрестной предусматривались главнейшие виды колдовства, как-то: зелье лихое (коренья), на следу порча, насылание лиха по ветру и вынимание следа.

Что же представляли из себя эти главные виды колдовства?
Зельем назывались не только яды, но и разнообразные волшебные составы, с помощью которых можно нанести вред человеку или околдовать его; в один ряд с зельями ставятся "коренья".
Насылка по ветру состояла в том, что лихой колдун, знавший искусство возбуждать ветры и направлять их куда угодно своими заговорами, производить ветер, потом бросал по ветру пыль и примолвлял, чтоб так по ветру понесло пыль на такого-то человека, чтоб его корчило, мяло, раздувало, сушило и проч., и проч. Если обреченная жертва попадалась под такой ветер, то с ней сбывалось все, чего желал ей колдун.
Выбор следа из под ноги заключался в том, что выбранный след заказывали в печи или сожигали, и оттого изсыхал тот, из под чьей ноги был взят след. Выбирали след также для привороту. Иногда следа не вырезывали, а ограничивались тем, что наговаривали на след или посыпали его чем либо с наговором. Этим путем также, по понятиям людей того времени, можно было достигнуть желаемаго, т. е. или погубить данное лицо или приворожить его к другому.

Крестоцеловальные первой трети XVII ст. достигли огромных размеров и чрезвычайной мелочности в смысле указаний на разного рода виды знахарства. Так дворовые люди царицына чина этой эпохи в присяге обязывались между прочим: «и не мыслити, и в ястве, в питье, в овощах, в пряных зельях, и в платье, в полотенцах, в постелях, в сорочках, в портах, лиха никакого ни наговаривати и не испортити отнюдь ни в чем ни которыми делы».

Вообще нужно заметить, что XVII век это столетие знахарских процессов по преимуществу. Окрепшая государственная власть выступает против колдунов во всеоружии уголовной репрессии и таким образом отходят на задний план прежние способы борьбы с знахарством посредством духовных проповедей, пастырских посланий и т. п. Например, в царском указе 1648 года говорилось, что "Ведомо нам учинилось, что ... прелесники мужесково и женсково полу в городех и в уездех бывают со многим черодейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прелщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб - вдов себе призывают и к малым детем, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхвование и от правоверия православных крестьян отлучают. Да в городех же и в уездех от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужесково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громкое громление на реках и в озерах куплются, чают себе от того здравия, и с серебра умываются...
И мы, великий государь, желея о православных крестьянех, велел о тех богомерских делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали ... и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцем в дом к себе не призывали, и в первой день луны и в гром на водах не купались, и с серебра по домом не умывались, и олова и воску не лили ...
А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держатся, и по нашему указу тем людем ведено делать наказанье: где такое безчиние объявится, или кто на кого такое безчикие скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от такого безчинья не отстанут, а вымут такие богомерские игры в другие, и выб тех ослушников велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в украйные городы за опалу...".

Царский указ 1653 г. не только продолжает линию указа 1648 г., но и ужесточает наказание за использование ведовства:

"Ведомо нам учинилось, что в городех и в уездех и в селех и в деревнях многие незнающие люди, забыв страх Божии, и не помятуя смертного часа, и не чая себе вечные муки, держат у себя отреченные и еретические и годателные книги и писма и заговоры и коренья и отравы, и ходят к вядуном и к ворожеям и на гадателных книгах костьми ворожат. И тем кореньем и отравы и еретическими заговоры многих людей портят и от тое их порчи многие люди мучатся розными болезньми и помирают. И мы, великий государь, милосердуя о тех погибших и заблудших душах, которые такое злое дело делают, не помня страха Божия, велел им наш государев милостливои указ сказати, чтоб они с нынешнего указу от таких от всех злых и богомерских дел отстали, а у ково какие отреченные и еретические писма были и они б те писма сожгли и в нынешний в Великои пост ко отцом духовным приходили безо всякого сумнения и впредь никаких богомерских дел не держали и те отреченные и еретические писма и заговоры и гаданья и книги и коренья и травы пожгли и к ведуном и к ворожеям не ходили и никакова ведовста не держались и костьми и инымь ничем не ворожили и людей не портили.
А которые люди с сегоднешнего указу от таких злых и богомерских дел не отстанут и от отреченных и еретических книг и писм и коренья и отравы не сожгут и после нынешнего нашего указу отреченные и еретические книги и писма и коренья и отравы учнут у себя держать или учнут к вядуном и к ворожеям приходить или ведовства какова держатца или костьми или иным чемь учнут ворожит или которые учнут людей портить и по нашему указу таких злых людей и врагов Божиих велено во обрубех, обложивше соломою, жечь на смерть безо всякие пощады и домы их велено разорить до основания, чтоб впредь такие злые люди и враги Божии и их злые дела николи не воспомянулись...".

Наказание "во обрубех, обложивше соломою, жечь на смерть" означает казнь через сожжение в срубе. Для казни рубили небольшой бревенчатый домик, наполняли его горючим материалом, потом преступника либо вводили внутрь сруба, либо опускали в сруб сверху, «так, что затем нельзя было их ни видеть, ни слышать», и запирали там. После чего сруб поджигали. Иногда преступника бросали («метали») в горящий сруб.


Источники:
Новомбергский Н. Врачебное строение в допетровской Руси. – Томск, 1907.
Белкин А.А. Русские скоморохи. - М.,
Опарина Т.А. Неизвестный Указ 1653г. о запрещении колдовства // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 3 (9).
Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. - СПб., 2006.
Анисимов Е.В. Русская пытка. Политический сыск в России XVIII века. СПб., 2004.
Материал подготовил В. Карнач

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
13 часов назад, NeBl@ndiNka сказал:

Капец:russian_roulette:

Но все равно всех не пережгли:1536000092_blum2(1):

уж мы-то точно знаем)))):09876:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...