Перейти к содержанию
Авторизация  
NeBl@ndiNka

Что такое лень и как с ней бороться?

Рекомендуемые сообщения

Лень — распространенная и удобная отговорка собственному бездействию. Ее причины объективны или выдуманы нами? Можно ли бороться с ленью?
Просмотрев разные сайты я встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа вобще грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.

Итак: 4 подхода к изучению природы лени:
1. лень как отрицательное свойство личности человека.
2. лень — это защитный механизм организма.
3. лень — это болезнь.
4. лень — это миф.
Подход 1.
Лень как отрицательное свойство личности человека. Начну издалека.
Я — мама двоих детей с разницей в возрасте 12 лет, ясное дело, я постоянно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшей напрочь отсутствовала до 3-х летнего возраста. То есть примерно до 3-х лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, — ей было интересно и увлекательно абсолютно все!
Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда дочка стала активно посещать детский сад. Она ленилась самостоятельно умываться, одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами,лепить из пластелина и тому подобные вещи.
Она просто ничего не делала. Причем, если одеваться нужно в гости или на прогулку — тут она первая, а если в детский сад, то она сидела на кровати, обложенная одеждой и, например, игралась или пела песни на "своем тарабарском языке". Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ей предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, она отвечала: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». С ножницами и пластелином была таже самая картина .

Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки — не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.
Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.

Итак, первая причина лени — страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай — может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц — не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами.
Стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты?
Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, эзотерики.... Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, — в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень — она его огромный тормоз!
Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын — школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко «умничает»: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я все понимаю, школьники — заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь — ты молодец! Я так говорила и себе, когда мне приходилось выполнять бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо и уныло.
Вывод: нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение.
Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю — я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю — я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант — сменить нелюбимое занятие на любимое!
Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.
Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития.
Подход 2.
Лень — защитный механизм организма. Это качество, которое проявляется лишь определенные моменты жизни и необходимо для отдыха. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.
Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, мне кажется, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом.
Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.
Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.
Еще одна причина, когда лень проявляется как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Происходит это, когда вы осознаете, что получите результат, если начнете что-то делать. Вас не пугает неудача, у вас просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения. А все потому, что ваша нынешняя физическая форма не соответствует масштабу целей. А ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Значит, чтобы побороть лень. надо остановиться и отдохнуть, восстановить силы.
Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий.
«Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью» — не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому — это уже не лень.
Подход 3.
Лень — это болезнь.
Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень — не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.
Подход 4.
Лень — это миф! Мне эта точка зрения наиболее близка во всех отношениях. Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.
Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!
Или сознание предупреждает старшего: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли того, о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»
Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы ... Но пока не готов и помочь мне некому…»
Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения — это условность, миф!
Лень — миф. Есть причины, заставляющие нас не делать что-либо. Эти причины могут быть объективными или выдуманными нами. Мы хотим жить лучше, но лень… И тогда начинаются поиски информации, новых методик, а реальный выход в том, чтобы просто делать! Идти вперед или откатываться назад — других вариантов нет.
Уступки лени только развивают ее, а победа над ленью тренирует волю, определяет характер! Продолжая не делать, мы формируем определенную модель поведения, которая становится привычкой, привычка — характером, а характер судьбой.

Источники есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Спасибо, крайне полезная статья. Одна добавка: в п.1 - речь идёт только о детях, но масса примеров вокруг о взрослых людях с "детским сознанием".
История про дочь - вам никого не напомнила?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Ная пишет:
Спасибо, крайне полезная статья. Одна добавка: в п.1 - речь идёт только о детях, но масса примеров вокруг о взрослых людях с "детским сознанием".

 

Сказка ложь,да в ней намек,добрым молодцам урок! :)
 

Ная пишет:

История про дочь - вам никого не напомнила?

 

в этом цель и состоит :)

 
Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  

×
×
  • Создать...