NeBl@ndiNka 652 Опубликовано 23 февраля, 2020 Лень — распространенная и удобная отговорка собственному бездействию. Ее причины объективны или выдуманы нами? Можно ли бороться с ленью? Просмотрев разные сайты я встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа вобще грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.Итак: 4 подхода к изучению природы лени: 1. лень как отрицательное свойство личности человека. 2. лень — это защитный механизм организма. 3. лень — это болезнь. 4. лень — это миф.Подход 1.Лень как отрицательное свойство личности человека. Начну издалека. Я — мама двоих детей с разницей в возрасте 12 лет, ясное дело, я постоянно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшей напрочь отсутствовала до 3-х летнего возраста. То есть примерно до 3-х лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, — ей было интересно и увлекательно абсолютно все! Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда дочка стала активно посещать детский сад. Она ленилась самостоятельно умываться, одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами,лепить из пластелина и тому подобные вещи. Она просто ничего не делала. Причем, если одеваться нужно в гости или на прогулку — тут она первая, а если в детский сад, то она сидела на кровати, обложенная одеждой и, например, игралась или пела песни на "своем тарабарском языке". Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ей предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, она отвечала: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». С ножницами и пластелином была таже самая картина . Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки — не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить. Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера. Итак, первая причина лени — страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай — может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц — не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами. Стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты? Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, эзотерики.... Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, — в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень — она его огромный тормоз! Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын — школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко «умничает»: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я все понимаю, школьники — заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь — ты молодец! Я так говорила и себе, когда мне приходилось выполнять бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо и уныло. Вывод: нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение. Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю — я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю — я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант — сменить нелюбимое занятие на любимое! Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми. Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития.Подход 2.Лень — защитный механизм организма. Это качество, которое проявляется лишь определенные моменты жизни и необходимо для отдыха. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы. Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, мне кажется, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом. Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы. Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя. Еще одна причина, когда лень проявляется как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Происходит это, когда вы осознаете, что получите результат, если начнете что-то делать. Вас не пугает неудача, у вас просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения. А все потому, что ваша нынешняя физическая форма не соответствует масштабу целей. А ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Значит, чтобы побороть лень. надо остановиться и отдохнуть, восстановить силы. Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий. «Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью» — не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому — это уже не лень.Подход 3.Лень — это болезнь. Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень — не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.Подход 4.Лень — это миф! Мне эта точка зрения наиболее близка во всех отношениях. Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание. Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими! Или сознание предупреждает старшего: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли того, о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!» Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы ... Но пока не готов и помочь мне некому…» Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения — это условность, миф! Лень — миф. Есть причины, заставляющие нас не делать что-либо. Эти причины могут быть объективными или выдуманными нами. Мы хотим жить лучше, но лень… И тогда начинаются поиски информации, новых методик, а реальный выход в том, чтобы просто делать! Идти вперед или откатываться назад — других вариантов нет. Уступки лени только развивают ее, а победа над ленью тренирует волю, определяет характер! Продолжая не делать, мы формируем определенную модель поведения, которая становится привычкой, привычка — характером, а характер судьбой. Источники есть. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
NeBl@ndiNka 652 Опубликовано 23 февраля, 2020 Ная Спасибо, крайне полезная статья. Одна добавка: в п.1 - речь идёт только о детях, но масса примеров вокруг о взрослых людях с "детским сознанием". История про дочь - вам никого не напомнила? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
NeBl@ndiNka 652 Опубликовано 23 февраля, 2020 NeBl@ndiNka Ная пишет: Спасибо, крайне полезная статья. Одна добавка: в п.1 - речь идёт только о детях, но масса примеров вокруг о взрослых людях с "детским сознанием". Сказка ложь,да в ней намек,добрым молодцам урок! Ная пишет: История про дочь - вам никого не напомнила? в этом цель и состоит Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты