Перейти к содержанию

Лидеры


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 30.09.2022 во всех областях

  1. 2 балла
    ТРОСТКА. В воинской традиции славян важное место в подготовке бойца имела тростка, с которыми всенепременно ходили юноши и мужчины, и которые использовались для боев стенка на стенку. Я вас уверяю - мы практически все видели эти тростки, но не обращали внимания, хоть традиция эта дожила до 70-х годов прошлого века, практически угасла, и возрождается сейчас. Кадр из фильма – «Дело было в Пенькове» Смотрим с увеличением - видим классическую боевую тростку Русского Севера, с характерными традиционными узорами. На картине Максим Горький не случайно изображен с боевой тросткой - с тросткой вырос, с тросткой бродяжил в юности. Опять же – ничего уникального – подобные трости-дубинки известны во многих странах. Вот, например, ирландская шилелла. Традиция боевой тростки получила широкое развитие на территории Тверской, Псковской, Новгородской, Вологодской областей. Изготавливали трости приблизительно одинаково повсеместно. Для этого использовали берёзу, вяз, дуб, ольху, но чаще всего можжевельник и осину. Традиционно по весне подростки и парни отправлялись в лес, чтобы изготовить тростку. Изготавливали обычно несколько палок, одна для ходьбы и боя, другая для праздника, такая тростка хранилась дома и редко выносилась. Наряду с обычаем ежегодной смены тросток, существовала традиция сохранения дедовских и прадедовских палок, передаваемых в роду как память о предках, служивших семейной реликвией. Такие родовые тростки хранились обычно на чердаке, либо стояли в избе в углу. Боевая палка хозяина дома (деревянная или железная) находилась, как правило, около входа, чаще всего в углу противоположном бабьему куту. Место выбиралось не случайно, "Чтоб на входе встречать, если кто полезет". В русской волшебной богатырской сказке кованная трость - один из самых популярных видов оружия. "Вот он и пошёл, выпросил у матери пять рублей денег и пошёл в кузницу, сковать трость... Он выходит, идёт к дому, закидывает тростку и квасу пьёт. Выходит на улицу трость летит. Он подставил ладонь - рука немного почувствовала". Сделайте зарубку в памяти - бросает кованную тростку, пьет квас... А вот это - семейная атаманская тростка, изготовленная в конце XIX века. Вес – 3 кг. 100гр. Длинна - 1.20. Рядом для сравнения - ортопедическая трость – 80 см. Такую тростку не носили в руке, а таскали, чтобы что конец тащился по булыжной мостовой. В разборках, палошных драках такая смертоубийственная тростка практически не применялась, она играла роль «оружия сдерживания», как атомная бомба. Жутковатая загадка тех времен - Что такое – в одно ухо входит, в другое – выходит? Ответ – Атаманская (хозяйская) тростка. Принадлежала она клану Смирновых в Твери, но мой прадед, Степан Лепихин, в молодости успел погулять с ней по окраинным улицам Старицы, позвенел ею по булыжной мостовой. Махнуть такой тросткой по ключице – рука повиснет, по ноге – нога подломится. Дожидаться, когда ей тяпнут по черепу – никто не станет дожидаться. А вот теперь представьте - рука привыкала к железной тростке весом в три кило, вырабатывался навык нанесения рубящих и секущих ударов, отработанных с детства на деревянных учебных мечах и осиновых и можжевеловых тростках... Традиция железных тросток давняя, отраженная во многих вариантах сказах «Легенды о Белоризцах» Вот вариант, относящийся ко времени разорения Вологды и Спасо-Прилуцкого монастыря в годы Смутного времени, записанный уже хорошо известным лекарем Флеровым:«Несчастные жители Вологды вышли на поле, на другом берегу (от монастыря) реки Вологды и, желая отомстить полякам, сразились с ними; победа начала склоняться на сторону Литовцев, превосходивших числом и силою своих противоборников; но вдруг являются два неизвестные Витязя, в белые доспехи[1] облеченные и ЖЕЛЕЗНЫМИ ПАЛИЦАМИ вооруженные, останавливают побеждаемых, начинающих спасаться бегством, и бросаются с ними на неприятелей, поражают их палицами и вырывают победу из рук их с потерею своей жизни. Часть неприятелей положена на месте сражения, а прочие бегством сохранили жизнь свою». Как видите, и меч не всегда был нужен, чтобы разогнать толпу грабителей – была бы железная тростка в умелых руках. Выйти с мечом против множества противников можно было не вдруг - одно дело, взмахнуть трехкилограммовой железякой несколько раз, и другое – рубиться в бою продолжительное время.Нужна была подготовка. Точно так же и боевые тростки загодя замачивали в брусничном рассоле - так они приобретали дополнительный вес и прочность.
  2. 2 балла
    Есть байка, что любимый наш Александра Сергеич Пушкин ходил с тростью в 16 кг весом.. Ну,это вряд ли, но трость весом в 4-5 кг с серебряным набалдашником у него была. "В экспозиции музея в усадьбе " Михайловское" есть вещи, принадлежавшие Александру Сергеевичу Пушкину, в том числе четырехкилограммовая железная трость. Интересное увлечение Пушкина - трость. Он пользовался ею на протяжении всей своей короткой жизни. Все помнят в руках у поэта трость с серебряным набалдашником и служила тренажером. Пушкин носил с собой трость, чтобы добиться твёрдости руки и меткости в стрельбе. Поэт прекрасно тренирован, несмотря на "сидячую работу". Трость годилась и на случай защиты от волков, которых можно было легко встретить по дороге из усадьбы в Тригорское. Вес трости соответствовал весу дуэльного пистолета. Поэт брал её на прогулки, и местные крестьяне видели, как он подбрасывал и ловко подхватывал свою железную палку. Один из приятелей однажды спросил Пушкина: "Для чего ты носишь такую тяжелую дубину?" Пушкин ответил: "Для того чтобы рука была тверже, если придется стреляться, чтоб не дрогнула". А Пётр 1? У него было 400 тростей самого разного калибра. Но очень он любил функциональные трости; с клинком внутри. подзорной трубой, просто красивые. ну и любил он этими тростями по головам нерадивых бояр пройтись)))). А посохи Ивана нашего Грозного? Из кости единорога? Тоже годна для самообороны и просто постучать по кому-то. Интересная это штука - трость.
  3. 1 балл
    Кладенец - меч с того света Меч-кладенец - почти обязательный атрибут русского богатыря. Им владели Илья Муромец, Добрыня Никитич, Еруслан Лазаревич (прототип пушкинского Руслана), Михайло Потык, витязь-великан Святогор, западноевропейский заезжий гость Бова-Королевич... Но что это за меч такой? И почему называется кладенцом? Слово это всегда пишется с маленькой буквы и через дефис от "меча". Кроме того, большое изобилие мечей-кладенцов в былинах, причем у богатырей, живших в одно "легендарное" время, волей-неволей приводят нас к мысли, что "кладенец" - вовсе не имя собственное, подобно Дюрандалю, Экскалибуру или Жуайезу, а обозначение некоего конкретного типа меча. Очень-очень хорошего, невероятно качественного - но тем не менее существующего отнюдь не в единственном экземпляре. Также иногда это оружие называется мечом-самосеком или, что интересно - мечом-колунцом. Правда, последнее название - диалектное, из устной простонародной речи, что необходимо учитывать. Этимологические предки и родственники С точки зрения этимологии "кладенец" - слово чрезвычайно интересное. Во-первых, "укладный" в русском языке имело значение... "стальной". "Уклад" - стальная (не железная!) полоска-накладка на деревянной части какого-либо предмета, инструмента, испытывающего большие нагрузки. Например, рукоятки топора или молотка, полозьев саней, и т.п. Об этом говорит весьма уважаемое издание - этимологический словарь Макса Фасмера. Далее. Есть точка зрения, что "кладенец" этимологически связан с "кладом", который, в свою очередь, идет от "класть" - в значении "положить" что-то куда-то. Очень многие легендарные мечи-кладенцы добываются богатырями из тайников, курганов (!) и т.п. Былин, где меч-кладенец честно куется каким-нибудь умелым кузнецом, а потом передается богатырю, по-моему, нет вообще. Исключение здесь - пожалуй, меч-кладенец Ильи Муромца, полученный им от Святогора. Меч этот отличается от прочих. Когда Илья и Святогор находят в странствиях гроб, они решают его примерить . Илье гроб велик, Святогору впору - но встать из него великан уже не может. Тогда по просьбе побратима Илья несколько раз ударил его кладенцом по гробу, но после каждого удара гроб обвивала дополнительная железная полоса. Меч не рубил дерево, а наоборот - навеки запечатывал прежнего хозяина. После этого он и перешел к Илье... Кроме того, общими языковыми корнями "кладенец" родственен словам claideb (староирландский, гэльский) и gladius (латынь). И то, и другое также означает "меч". Просто меч, без "наворотов". Связи с Западной Европой и Византией у древних славян были. Кроме того, как обладатель меча-кладенца неоднократно упоминается Бова-Королевич. Это не кто иной, как французский рыцарь Buovo d’Antone - Бово (Бэв) из Антона, персонаж средневекового франко-итальянского рыцарского романа, который в России превратился в лубочную сказку. Бой Бовы-Королевича с Полканом (кентавром) Его меч звался Сhiarenza или Clarenca, что значит "сияние, блеск". На Русь легенда о Бове пришла через Литву. Поэтому в белорусских сказках меч-кладенец до сих пор называется кгляденция - с морозу не выговоришь! В более поздних вариантах - кларенция. Где-то в Рязанской Мещере сокрыт и чудесный меч-Агриков. Помните, этим мечом сразил князь Петр Змия и по-некоторым преданиям, впоследствии тоже спрятал в озеро. Эти мечи искали и продолжают искать отчаянные возжелатели власти, силы, да только не даются волшебные мечи неправильным, жадным и властолюбивым людям. Имеются ли у преданий о мечах, сокрытых в озерных глубинах, какие-нибудь реальные корни? Да, имеются. Время от времени в озерах находят древние клинки. Есть сообщения о том, что в прошлом такие находки делались в Боровецком озере, Пертовом озере ( Тимошкино), Разбоинских болотах(Шилово), Чудино (Терехово). Скорее всего, в древности существовал какой-то обряд, когда меч хоронили в водах озера. Автор текста: А.Н. Гаврилов
  4. 1 балл
    А огуречный не годился?
  5. 1 балл
    Меч-кладинец . Версий возникновения названия меч-кладинец очень много - от слова «клад», связанного с глаголом «класть» (существует еще версия: меч, который КЛАДЁТ вражеское войско). Тогда становится понятным, почему меч – кладенец. УКЛАДНЫЙ, то есть стальной. Чтобы получить булатную сталь, русские кузнецы складывали прутья стали и железа и много раз проковывали их, вновь складывая В результате многократного выполнения этой операции получались полосы прочной стали. Возможно название связано с технологией производства - полосы железа клали в землю, не очень глубоко, с доступов кислорода. Ржавчина выедала слабое железо, оставалась прочная сталь. А еще его называли самосек или саморуб. якобы уничтожит любого врага главное смоги замахнуться. Много и всевозможных былин, рассказов, преданий у всех народов мира – о чудесных мечах, обладающих волшебной силой. У англичан, например это знаменитый Эскалибур, в Японии Кусанги- найденный в теле дракона, во Франции Жуаёз- меч Карла Великого и многие другие. Есть рассказы о сверхъестественных мечах и у русского народа- достаточно вспомнить знаменитый меч- кладенец или Агриков меч, которым святой Муромский князь Петр победил нечистого Змия. Мне же ближе всех былички моей наставницы Волхвы Агафьи Степановны, которые она мне рассказывала и показывала. Сейчас сожалею какой же я был дурак – не записывал, не снимал….Потому расскажу по памяти. Волшебных мечей было несколько и хоронились они в разных местах далече друг от дружки, чтобы знаков не подавали, да чтобы особо чувствительные не отыскали боловства ради. Меч – кладинец, принадлежащий Добрыне Никитичу Рязаничу-Злату поясу. Благодаря мечу стал Добрыня богатырем знаменитым и богатым очень, ибо меч не просто оружием был, а еще и клады указывал, потому как и взят был из клада. После его гибели волшебный меч опустили в воды Оки, недалеко от места впадения Пары-реки. Многие отчаянные головы пытались найти этот меч- да не дано было. Второй меч принадлежал когда-то Евпатию Коловрату. Когда увидел Коловрат разорение Рязани, говорит предание, возжелал он лютой местью отомстить ворогу. Встретила его странница-каличка и велела взять меч, что хранился в небольшом озерце возле села Срезнево. Меч этот обладал способностью оживлять убитых и призывать на подмогу земным воинам силы небесные. Нельзя было убить владельца меча ни клинком булатным, ни стрелой каленой- только камнем. Поэтому-то для расправы над дружиной Коловратовой татары, наученные своими колдунами, использовали камнеметные машины. И этот меч хранится на Рязанской земле, дожидаясь нового богатыря. Третий кладинец- складинец принадлежит Тверщине и хоронится в озере Селигер. Вполне возможно назывался "раскладной"или "складывающийся". Меч гнулся в стороны, отблеск голубоватый, украшен письменами, которых не всякий мог разобрать. Оборачивался тот меч аспидом, змеей, оплетая рукоять меча и обвивающего руку бойца аж до локтя. Конечно я кинулся искать тот меч, да где там … облазил с металлоискателем все побережье и всего лишь однажды наткнулся на обломок боевого топора (проушина с обухом) и обломок рожна. По тем временам, когда делалась захоронка ( примерно начало XVI века) уже само железо представляло собой большую ценность. Эта находка укрепляет веру в рассказ Агафьи Степановны , что один из волшебных мечей до сих пор схоронен на дне Селигера. В былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору — как раз впору. Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб опоясывает железная полоса. Какая же железная полоса могла опоясать гроб со Святогором внутри? Да только этот же раскладывающийся или складной меч-кладенец, так и оставшийся опоясывать гроб со Святогором внутри, как и было завещано самим Святогором. Повторяется сюжет: свой заветный меч герой находит. И, как правило - в земле либо в стене, где-то ниже уровня земли.И очень часто это место связано с покойниками и смертью. Судите сами:Прочно связан со смертью меч Святогора, перешедший к Илье и сам "запечатавший" в гробу бывшего хозяина. Еруслан Лазаревич, которого мы знаем как пушкинского витязя Руслана, получил свой меч от убитого, но каким-то чудом сохранившего иллюзию жизни воина-великана, размером почти равного Святогору, причем меч лежал под его телом (у Пушкина - под говорящей головой). Князь Петр Муромский находит волшебный меч в стене монастыря - а в монастырях и церквах часто хоронили знатных людей. Иван Царевич в одной из сказок (стихотворный вариант принадлежит Василию Романову) добывает меч в кургане, который охраняется злокозненной нечистью и нежитью. ... Нечисть сгинула как дым. Над болотьем низовым, Как шелом, курган былинный поднялся грядою длинной. Там во мхе, обхватов в пять, дуб-колодину видать. Словно кремень это древо, что хранит лесное чрево - Сокровенные века. Чья могучая рука Дело ратное свершила, меч в колоду опустила, И захлопнулася кладь под пудовую печать. Часто путь к мечу-кладенцу герою указывает Баба Яга. Которая, как известно, является стражем границы меж миром живых - и миром мертвых. Собственно, потому меч-кладенец и обладает способностью рубить чудовищ и одним взмахом класть в землю целые армии - это оружие из другого мира. Потустороннего. Из-за Кромки.
  6. 1 балл
    Как ковался меч – кладенец. Из книги Ю.Никитина "Князь Владимир" (место действия град Киев, 969 год, рабу "запечнику" Владимиру 9 лет) "Когда удавалось, Владимир очень любил смотреть, как работает старейшина оружейников. Его знали и чтили даже у германцев, свеев, ляхов. Мечи с меткой «Людота-коваль» стоили целое состояние! Седой как лунь, но не потерявший силу, высокий и могучий, ни капли жира в сухом мускулистом теле, весь из тугих жил, жир вытоплен до капли в жарком пламени горна. Он не гнал отрока, тот мехи качает, холодного квасу подаст, и все без напоминания, чует сердцем, что совсем редкий дар среди людей. Враки, объяснил он как-то, что оружейники скрывают свою работу. Окон нет не потому, что подглядят да сглазят, а потому, что в полутьме лучше различим цвет нагретого металла. Недогрев и перегрев одинаково губительны. В недогретом пойдут трещины, в перегретом выгорит сила. Ковка мечей вообще дело особое. Это не сошник или подкову сварганить, даже не секиру или топор. Там просто надо старание и умение, но для ковки меча этого мало... Для меча сперва набирают руду в болотах, толкут, сушат, просеивают, выплавляют в домнице. Готовую ноздреватую крицу проковывают, выжимая шлак. Это уже готовый металл для подков и ободьев колес, славянского топора или пера рогатины. Для меча эту крицу проковывают в прутья, те закапывают на болоте. Через год достают, снова проковывают этот изъеденный ржавчиной прут. И так из года в год, лет десять, а то и двадцать! Потом выдержанное вот так железо еще раз проковывают, разрезают на куски, укладывают в горшок из обожженной глины, добавляют древесного угля, смоляных листьев, замазывают наглухо и ставят надолго в раскаленную и непрерывно продуваемую мехами печь. Потом долго ждут, пока печь остынет. Горшок вынимают и разбивают. Наконец Людота приносит жертву и вынимает драгоценные слитки металла, из которого уже можно ковать настоящие мечи! Владимир замечал, что старый коваль иногда по нескольку дней постится, ходит с отрешенным взором, лицом становится светел, но в глазах появляется грозное веселье. В кузне сжигались пахучие травы, развешивались обереги. Людота, встав обязательно до восхода солнца, призывал на помощь Сварога, бога-коваля, повязывал волосы кожаным ремешком, надевал на голое тело передник из толстой кожи и возжигал горн. Но даже из этого металла можно было делать лишь простой меч. Подручные ковали такие из мягкого металла, Людота лишь приваривал стальные прутья по краям. Зато харалужный меч ковался из ряда слоев стали и железа. Равномерно проковывался, сваривая слои, потом перегибался и проковывался заново. Владимир только раз досмотрел до конца, он насчитал шестнадцать перегибов! Он не дышал и не шевелился, потому что, если Людота отвлечется хоть на миг, будет испорчен труд десятка лет! Даже Святослав, а до него Игорь и Олег не решились бы отвлечь Людоту от священного действа. Олег так вовсе распорядился в такие дни ставить охрану, дабы никто не посмел испортить благородный меч. Еще видел Владимир, как бережно Людота шлифовал такой вот харалужный меч из уклад-железа. Шлифовальных камней у Людоты Владимир насчитал восемнадцать, от грубых до нежнейших, как шелк. Обмотав клинок чистой тряпицей, оставив только участок в ладонь, Людота шлифовал, смачивал, снова шлифовал. После шлифовки раскаленную полосу погружают в растопленное сало. Затем снова нагревают и дают медленно остыть над тлеющими угольями. Верно закаленный меч имеет зеленый цвет у рукояти, фиолетовый, как небо вечером, в середке клинка, синий на конце, а края лезвия должны быть желтыми, как горящее солнце! Теперь еще раз шлифовка и окончательная заточка. Поворачивая клинок под разными углами к свету, видишь узор харалуга. Если узор в виде ветвистых молний, то меч оценивается в груду серебра на другой чаше весов! Дважды Владимир видел, как изготавливают особый меч-кладенец. Когда у Людоты получался особенно удачный меч, к нему в кузницу приводили пленного раба. Выбирали молодых, яростных, взятых в жарком бою. Людота бестрепетно погружал раскаленное лезвие в тело кричащего в смертной муке человека, пока меч не скрывался по самую рукоять. Душа воина переходила в меч, тот становился одушевленным, получал имя. Такой меч был непобедим, он прошибал любые щиты и доспехи. Стоил меч в два раза больше, чем помещалось золота на другой чаше весов. Первый свой меч-кладенец Людота сделал для великого князя Олега, чья жизнь всегда была окружена тайной. Он был князь-волхв, умел оборачиваться волком и птицей, а в походе на Царьград заставил корабли идти под парусами по земле. Никто не зрел его смерти, а курганов над его могилой показывают сразу три: в Киеве, Ладоге и Урюпинске. Никто не ведает и куда делся его волшебный меч-кладенец… Но даже простые мечи с именным клеймом Людоты были великой ценностью. Великий князь их забирал в свою сокровищницу, награждал ими только самых знатных и отличившихся бояр и воевод… Их носили еще более гордо, чем золотые гривны на шее или диаманты в серьгах. Владимир спросил трепетно: – Дедушка, почему росские мечи прямы и обоюдоостры, а хазарские с одним лезвием и чуть скривлены? А печенежские сабли вовсе кривые? Людота погладил его по голове. Ладонь старика была тяжела и шероховата, как кора дерева. – Меч – символ Руси. Он прям и честен. Сабля же гибка и коварна. В Диком Поле с саблей сподручнее… – Тогда наши богатыри уступят ворогам? – Это здесь они с мечами, а в Диком Поле берутся за сабли. Сабля быстрее, легче. Пока юркого печенега мечом достанешь, он тебя саблей иссечет… Если доспех, конечно, не защитит. Мы, кузнецы , сабли тоже куем.
  7. 1 балл
    В русских былинах и преданиях зовётся он меч-кладенец или меч-самосек. А выковал его Агрик — сын царя Ирода, жестокого тирана, известного по библейским текстам и трудам римского историка Иосифа Флавия. По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять. Как меч оказался на Руси? На этот вопрос нет ответа. В былинах есть только рассказы о том, как меч-кладенец богатыри получают из рук Святогора или находят его в глубокой пещере. Но вот что интересно. Летописи свидетельствуют, что одним из самых бесстрашных полководцев Древней Руси был князь Андрей Боголюбский (род. около 1109 г.). В 1149 году «обеступленный» (окружённый) врагами, на раненом коне, князь выхватил меч и, просто высоко держа его над головой, сумел прорваться к своим. Очевидно, это был тот самый момент, когда для устрашения врага достаточно было лишь продемонстрировать чудо-оружие. В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены Так при каких же обстоятельствах у Андрея Боголюбского появился заветный меч? А вот при каких. Отцом Андрея был Юрий Владимирович Долгорукий, князь Ростовско-Суздальской земли. До 1149 года летописные источники о жизни молодого князя ничего не говорят. Исследователи А. Рыбалка и А. Синельников в книге «Тайны русских соборов» делают предположение о том, что после смерти жены-половчанки Юрий Долгорукий отправил свадебное посольство во главе со своим сыном-отроком Андреем в Византию, к Елене Комнин. Сватовство прошло успешно, и невеста увезла на Русь в качестве приданого, кроме прочего, икону Богородицы «Умиление», написанную самим Лукой Евангелистом, прославившуюся впоследствии как икона Владимирской Божией Матери. Но как после этого сложилась судьба самого Андрея Боголюбского, «основоположника обустроенной русской государственности» (так назвал его известный русский историк СМ. Соловьёв)? По мнению вышеназванных исследователей, Боголюбский принял участие в крестовых походах и вступил в орден тамплиеров. В подтверждение своей точки зрения эти авторы приводят следующие строки из старообрядского «Жития Андрея Боголюбского»: «Многая леты в Святая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святого Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и без корысти, премногая мудрости наповняхусь, яко бе Шоло-мон царь, во храме его Святая Святых пребывахом». Нелишним при этом будет напомнить, что полное название ордена тамплиеров звучит так: «Братство бедных слуг Христовых, всадников Девы Марии, Иерусалимской Богородицы Соломонова храма». Известно, что тамплиеры вели раскопки на месте храма Соломона, и, по некоторым данным, с большим успехом. Орден стал владельцем чаши Грааля, плащаницы, названной позднее Туринской, и Агрикова меча. Когда же Андрею Боголюбскому пришло время возвратиться на Русь, тамплиеры преподнесли ему в качестве вознаграждения за заслуги заветное оружие. Ну а после убийства князя, с началом усобицы, во время которой любимый князем Андреем град Владимир переходил из рук в руки, меч спрятали в одном из монастырей города Мурома. «Будет мне смерть от Петрова плеча» Через несколько десятков лет судьба меча переплелась с судьбами муромского князя Петра и его жены Февронии (конец XII — начало XIII вв.). Содержание «Повести о Петре и Февронии», принадлежащей перу церковного писателя Ермолая-Еразма, известно читателям. Зачин её, основанный на муромских преданиях и легендах, содержит упоминание об Агриковом мече. Началось всё в Муроме в годы правления князя Павла, старшего брата Петра. У Павла была красавица жена, к которой в отсутствие мужа повадился прилетать крылатый змей, принимавший его облик. Княгиня обо всём поведала мужу. Князь долго думал, как извести «врага рода человеческого», и придумал. «Выведай у змея, — сказал он супруге, — какой смертью суждено ему умереть». Хотя задача была очень трудной, княгиня сумела выведать тайну. «Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча», — признался змей. Младший брат Павла Пётр слышал об Агриковом мече, но не знал, где его искать. Решив уповать на помощь Бога, пошёл молодой князь в церковь и стал в уединении молиться. И явился ему ангел в образе отрока и сказал: «Я укажу тебе, где скрыт Агриков меч, иди за мной». Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч. Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях. Удостоверившись, что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами. Ну а дальше — рассказ о выздоровлении князя благодаря врачеванию девы Февронии. Что же скрыто за этой легендой? Может, в «заповедных и дремучих, страшных муромских лесах» действительно водились крылатые змеи, принимавшие человеческий облик? А может, скрыты в ней вполне земные дела? Мог ведь какой-то недруг Павла втереться в княжеское окружение, попытаться соблазнить княгиню, чтобы выведать, где хранится заветный меч. Не получилось. Но на «последнем издыхании» мог этот оборотень, к примеру, плеснуть в лицо князя Петра какой-нибудь яд… И сошлись Хостоврул с Евпатием Ясно, что драгоценную реликвию стали беречь пуще прежнего. Правда, лежать мечу «без движения» пришлось недолго. Зимой 1237 года к пределам Руси подошли 140 тысяч монгольских конников во главе с Батыем (многие исследователи называют и другую цифру — 300 тысяч человек). Муромо-Рязанское княжество отчаянно сопротивлялось. И всё же 21 декабря Рязань пала. Но вскоре один из воевод рязанского князя Юрия Игоревича — Евпатий Коловрат, бывший в долгой отлучке, собрал дружину в 1700 человек, и 15 января 1238 года пять тысяч монгольских воинов под предводительством шурина Батыя Хостоврула сошлись в битве с дружинниками Евпатия. Летопись сообщает: «И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассёк Хостоврула на полы (на две половины. — А.О.) до седла. И стал сечь силу вражью, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассёк, а других до седла разрубил». В быстротечной схватке отряд Хостоврула был практически весь уничтожен, что озадачило Батыя. Даже если признать, что Евпатий Коловрат был богатырём из богатырей, всё равно как он мог один расправиться с десятками хорошо вооружённых врагов? Может, у Коловрата в руках был Агриков меч? Может, за ним и отлучался он из Рязани, когда узнал о надвигающейся угрозе? Столкнувшись с невиданным доселе сопротивлением, Батый решил окружить стоянку отряда Коловрата, у которого в живых остались лишь четыреста дружинников, многотысячным войском и подвезти «пороки» (метательные орудия). Не вступая в открытую схватку, монголы забросали отважных русичей камнями. А потом по приказу Батыя воины принесли к нему тело Евпатия Коловрата. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится: «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им». Директива Гитлера Знал ли Батый о существовании Агрикова меча? Трудно сказать. По крайней мере, приведённые слова из «Повести о разорении Рязани» внушают надежду, что чудо-меч был вынесен с поля боя оставшимися в живых русскими воинами. Подтверждением того, что пределов Руси меч не покидал, являются события, случившиеся более чем через семьсот лет после той битвы. По некоторым данным (материалы засекреченной организации «Аненербе», действовавшей в составе СС), в декабре 1941 года фельдмаршал фон Бок получил директиву Гитлера о запрете обстрелов и бомбёжек пятикилометровой зоны вдоль Оки, от Рязани до Мурома. В эти места была десантирована группа коммандос из «Аненербе», занимавшейся самыми секретными делами рейха: от создания «техно-магических» дисколётов и другого Wunderwaffe («чудо-оружия») до поиска чаши Грааля и Агрикова меча. Декабрь, конечно, не самый подходящий месяц для поисков и раскопок, тем более в условиях боевых действий. Но, по всей видимости, гитлеровцы располагали достоверными сведениями о нахождении на Рязанщине чудо-меча. Некоторые исследователи считают, что почерпнуть такие сведения они могли из российского летописного свода, перекочевавшего за границу во время революции 1917 года и гражданской войны. Действительно, «научные сотрудники» из «Аненербе» прошерстили все оккупированные страны Европы, пытаясь найти указанные артефакты или свидетельства о них. Зачем было нужно Гитлеру оружие давно минувших дней? Оно что, могло составить конкуренцию «Катюше» или «Т-34»? Надо знать, что идеология фашизма произрастала из оккультно-мистических корней, питаемых всем, чем угодно: от теории превосходства «нордической расы» до «откровений» германских языческих жрецов. Находилось в ней место и артефактам, которые Гитлер хотел «поставить рядом с собой для ощущения вселенской силы и могущества». Что касается гитлеровских коммандос, засланных в муромские леса, то, говорят, выбраться за линию фронта смогли только двое из них, с обмороженными и пустыми руками.
×
×
  • Создать...