Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

МЕСТА СИЛЫ ПРЕДКОВ.
В Москве. 
Москва буквально насыщена древними языческими капищами. По плотности их здесь больше, чем в какой-либо другой местности. Очень долго древняя традиция предков сохранялась в Москве. Царь Алексей Михайлович писал воеводе Шуйскому, сетуя на огромные языческие гулянья 22 декабря 1649 г. Праздновавшие славили Коляду, Усеня и "плугу", повсюду играли скоморохи, и среди "ужасов" праздника царь описывает даже массовое пьянство христианских священников и иноков. В числе районов, охваченных весельем, указаны Кремль, Китай, Белый и Земляной город, т.е. практически вся территория тогдашней Москвы. Такая живучесть традиции объяснялась тем, что Москва была основана на месте, где святилищ было больше, чем обычно, это был единый свещенный комплекс площадью около 8 кв. км, построенного как изображение законов мирового Коловращения.

Где располагались капища на территории Москвы?

Считается, что Москва – это город семи холмов и безчисленного количества златоглавых храмов. В то же время, историки и специалисты в эзотерике сходятся во мнении, что семь холмов это места силы, на которых когда-то располагались капища древних богов славян. В наши дни историки установили, где и каких богов славили москвичи до прихода в город христианства.

Москва: город двоеверия

Несмотря на то, что Москва была основана в 1147 году, князем Юрием Долгоруким на её территории на протяжении нескольких веков сохранялось двоеверие. Христианские храмы соседствовали с языческими капищами. Организованы они были по одному принципу. В центре светилища горел «знич» – ритуальный огонь. Вокруг него размещалось требище, место в котором москвичи требовали от своих богов необходимых для жизни благ и гульбище, где проходили праздничные гуляния. Самое удивительное, что языческие капища на территории Москвы благополучно просуществовали до начала смутного времени. Известный писатель, историк и краевед Андрей Синельников на основании изучения летописных источников установил, где и каких богов славили москвичи. Сегодня установлено, что в городе существовали капища семи богов: Рода, Велеса, Купалы, Ярилы, Макоши, Перуна и Трояна.

Васильев спуск – капище Перуна

Одним из главных языческих божеств на Руси, считался покровитель воинов и княжеской власти – Перун. По своей форме капище бога воинов напоминало восьмиугольник, отражая символ Перуна — восьми лучевую звезду. Ориентированное по сторонам света, оно разбивало всё внутреннее пространство города на несколько светилищ, в которых совершались радения светлым богам. Капище Перуна располагалось в центре города у почитаемого камня, расположенного на Красной площади у Васильева спуска. Впоследствии на этом месте был возведен девяти купольный Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, больше известный как Собор Василия Блаженного.

Замоскворечье - капище Макоши

Для счастливой жизни, каждому человеку необходимо обладать счастливой судьбой или как её называли на Руси – «долей». В мифологии большинства народов Европы за судьбу человека несли ответственность «божественные пряхи». В Греции – мойры, в Скандинавии – Парки, на Руси богиня — Мокошь. Согласно этнографическим исследованиям богиню судьбы славили в Замоскворечье, там, где сегодня, проходит Пятницкая улица. По свидетельствам известных этнографов А.Н. Афанасьева и С.В. Максимова места славления Макоши назывались «прощами» и находились в районе метро Новокузнецкая. С приходом христианства эта часть Москвы также осталась под покровительством женского начала, культ Макоши, заменила Параскева Пятница.

Боровицкий холм – капище Ярилы

Среди пантеона славянских богов особое место занимал культ Ярилы, отвечавшего за приход весны, плодородие и мужскую силу. В сознании наших предков Ярила олицетворял Солнце. Капище этого бога располагалось на Боровицком холме Московского Кремля. Впоследствии на этом месте был возведён храм Иоанна Предтечи, впоследствии известный, как церковь святого Уара. Правда, москвичи по старинке именовали святого Уара – Яром или Ярилой. Церковь снесли в 1847 году по личному повелению Николая I. По популярной легенде храм портил императору вид из строящегося Большого Кремлевского Дворца.

Котельническая набережная – капище Велеса

За достаток, благополучие, получение знаний и скотоводство на Руси отвечал бог Велес. Андрей Синельников считает, что его капище располагалось на Красном холме, современной Верхнерадищевской улице. В древности это место носило название Болванова гора из-за множества расположенных на её вершине идолов славянских богов. Ряд историков именуют эти места не иначе, как Чигасы, что в переводе с древнеславянского означает – ритуальный огонь. Называется и точное месторасположение капища. Это двор знаменитого дома на Котельнической набережной, на месте которого когда-то стоял Спасо-Чигасов монастырь. Во время раскопок 1997 года на месте монастыря археологи обнаружили глиняные статуэтки: всадника верхом на волке и мужчины с волчьей головой и бубном в руках. Статуэтки не имеют аналогов и датированы XIV веком. В то же время этнографам хорошо известно, что волк, являлся тотемом профессиональных воинов. В то же время богом покровителем волков в языческом пантеоне был Святобор или Велес.

Чертолье — капище Рода

Особое место в славянской мифологии занимал Род – отец богов. Капище этого бога считалось у древних славян чертой разделяющей светлые высшие и нижние тёмные миры. В Москве – это Чертолье, расположенное к западу от Кремля. Сегодня место капища Рода очерчено Чертольскими улицами, Волхонкой, Сивцевым Вражком и Власьевскими переулками. Вопреки популярной теории название улиц Чертолья произошли вовсе не от черта, а от черты отделяющей Навь и Явь. Навь — мир пращуров, предков, тех, кто хранит традиции Рода и Явь — мир людей. Скорее всего, капище находилось на дне оврага, по которому тёк ручей Черторый. Сегодня — это место, где Сивцев Вражек пересекается с Большим и Малым Власьевскими переулками.

Кропоткинская площадь – капище Купалы

Образ Купалы всегда окружали обряды, связанные с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. В купальскую, самую короткую ночь в году, оживают обитатели Нави. Пропадает грань между духами и людьми. В наш мир приходят ведуны и ведуньи, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. В праздник Купалы, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, а их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые зажигались в ночь на Купалу.
Капище Купалы ещё называют и капищем Марены.
Образ Марены, связывается со смертью и сезонными обрядами умирания и воскресения природы. На роль капища Марены претендует место впадения ручья Черторыя в Москва-реку. Примечательна судьба этого места — оно известно тем, что здесь, испокон веков, строились храмы, но у них была недолгая и печальная судьба. Два заглохших в древности монастыря, взорванный храм Христа спасителя, Дворец советов, «уплывший» на пойменных водах, плавательный бассейн «Москва». Все крупные постройки «нехорошее место» словно сбрасывало с себя, стремясь остаться свободным. Капище Купалы-Морены — возвышение духа магии, Кропоткинская площадь Москвы.

Зарядье – капище Трояна

Седьмым славянским божеством, которому поклонялись в Москве, был Троян, покровитель мира небесного, земного и подземного. Среди имен этого древнего бога можно встретить и иные названия: Триглав или Трибог.

Дуб свещенное дерево Трояна, а дубовая роща всегда место его капищ. Не удивительно, что этнографы считают, что капище Трояна располагалось на месте дубовой рощи в Зарядье, там, где сегодня вновь, как и столетия назад разбит великолепный парк.

И немного о наших днях...
Битцевский лесопарк – второй по величине парк Москвы после Лосиного острова. Здесь есть таинственное место под названием Лисья гора. Это луг и возвышенность, со всех сторон окруженные лесом. Тут растут редкие растения, отсюда открываются прекрасные виды.

А еще Лисью гору называют Лысой. Отсюда и начинаются загадки.

Понятие Лысая гора относится к географии и фольклору. Так называли особые места, связанные со сверхъестественным. Место идеальное: рядом лес, река и поляна – все, что нужно для постройки храма или капища. Наши предки до принятия христианства и в первое время после этого проводили здесь ритуалы и обряды.

Лысая гора, как и сам Битцевский лесопарк, стали местом основных событий в романе «Священная книга оборотня» Виктора Пелевина. Это мистическая история любви между лисой-оборотнем и волком-оборотнем. Важную роль Лысая гора играет в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова.

На Лысой горе в Битцевском парке находится капище – место, на котором были установлены кумиры языческих богов. Здесь славили божества, делали подношения и совершали религиозные обряды. Капище состоит из пяти жертвенников, четырех ворот по числу частей света, а также деревянных статуй-идолов и статуй-стражей. На жертвенных камнях и некоторых частях деревянных скульптур, особенно на мечах, можно увидеть руны. Раньше существовало поверье, что идолы не всех подпускали к себе. Если человек нечист душой или по иным причинам не полюбился им, то он не найдет капище, как бы ни искал.

Нынешнее капище построили не в древности, а в 2000 году. Оно расположилось в 100 метрах от предполагаемого места настоящего капища. Говорят, строителем был лесник, соблюдавший старинные обряды. Он перевёл древние писания и старался восстановить языческий комплекс. Но так ли это, никто не знает. Упоминаний капища и так немного, а после 2007 года о нем вообще молчат.

В 2007 году идолов спилили и сожгли, а ворота обрушили на землю. Остались лишь жалкие крохи, но и они вызывают трепет...

Капища Москвы можно условно назвать Московским Кругом. В каждом из участков Круга (Коло) проводились мистерии соответствующего времени года или человеческого возраста: на Красном холме - весенние мистерии и обряды, связанные со взрослением детей и молодёжи, на Боровицком холме - мистерии лета и т. д. Кроме того, возможны были мистерии, включающие все точки одновременно. С высокого Красного холма открывается широкий панорамный вид на Боровицкий холм, на Замоскворечье и Чертолье.

По материалам из свободного доступа

0AYkoRtAK6M.jpg?size=740x370&quality=95&

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...