Перейти к содержанию
Авторизация  
Ягунья Лесная

Сказки дедушки Харсана цикл "Пушистики" - Медведь

Рекомендуемые сообщения

Продолжаем цикл "Пушистики"

25332945_m.jpg


Медведь

Хозяином языческого леса являлся, несомненно, медведь — самый сильный зверь. Именно он считался защитником от всяческого зла и покровителем плодородия. Недаром с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Медвежий праздник — масленицы — праздновался 24 марта как весенний праздник пробуждающегося после зимней спячки в берлоге медведя. К этому дню пекли блины, а в самый праздник надевали вывороченные шерстью вверх тулупы и шубы и исполняли особый танец, воспроизводящий движения просыпающегося медведя.

Масленица вплотную примыкает к весеннему равноденствию и к древней, дохристианской Масленице. Предполагается, что именно с этого праздника пробуждения природа и начинался сложный масленичный весенний цикл. Природа здесь олицетворялась медведем. Славяне считали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением. Именем этого зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

О древнем культе медведя свидетельствуют многочисленные археологические находки. В славянских могилах, вместе со следами трупосожжения, найдены кости медвежьих лап с когтями, в славянских курганах — глиняные модели медвежьих лап. Вплоть до XX в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, защищающий своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Такая медвежья лапа носила название скотьего бога Широко распространено представление о медведе как о самом Велесе, которого в летописях часто называют скотьим богом.

Многочисленные упоминания о медвежьей лапе сохранил русский сказочный фольклор. Например, в архаичной сказке "Медведь", в которой, по всей вероятности, пропущены какие-то звенья, осталось одно: хозяин леса карает людей, использующих его отрубленную лапу в хозяйстве.

Миф о Медведе — хозяине леса и могущественном божестве — сохранился в русских сказках, где героиня попадает к нему в дом в густой лесной чаще, становится его женой, а их сын Иван Медвежье Ушко (Медведко) превращается в могучего богатыря. Этот полумедведь-получеловек выступает главным героем в обширном цикле сказок. Богатырь растет не по дням, а по часам и приобретает силу неимоверную. Во всех сказочных сюжетах он идет к людям — причем, как правило, перед этим убивает своего медвежьего родителя. Так сказки донесли до нашего времени отголоски языческого ритуального убийства медведя, которого почитали родным — отцом или дедом.

В сказках сохранился даже обряд отчленения медвежьей головы. Иногда богатырь берет себе медвежью шкуру. Во всех сказках о Медвежьем Ушке человек-медведь оказывается на дне глубокого колодца, и люди сверху пытаются убить его огромным камнем в полтораста пудов. Здесь, очевидно, запечатлена память о первобытной охоте на пещерного медведя, которого охотники убивали в ловчей яме, забрасывая его сверху камнями.

Отголоском ритуальных медвежьих действ является обычай включать "медведя"-человека в вывороченном тулупе в группу ряженых на зимних Святках и на Масленицу. У такого медведя был вожак; ряженые заходили в избы и там, где их принимали, устраивали танцы.

Мифическим значением медведя объясняются некоторые народные приметы и суеверия: Видеть медведя во сне — богатым быть. Если медведь дорогу перебежал — Жди удачу. В море не долЖно поминать медведя, не то подымется буря.

Истинное название этого зверя-божества было столь священно, что никогда не произносилось вслух, и поэтому не дошло до нас. Медведь — прозвище зверя, оно означает медоведающий. Слово "берлога" сохранило более древнее звучание — "бер", что значит "бурый". Берлога — логово бера. Позднее охотники не решались уже произносить и слово "медведь", дабы не помянуть его некстати, и называли его то Михаилом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой. На Руси существовало поверье о встрече охотника с сороковым медведем. Она признавалась роковой, а этот "сороковой" медведь якобы являлся воплощением самого Лешего, и не было охотнику от него спасенья.

В более поздних легендах Медведь связывается с человеком. Существует поверье о том, что медведи были некогда людьми. Люди эти жили в лесу, ни с кем не знались и были нехлебосольны, негостеприимны. Однажды зашел к ним какой-то благочестивый старец, постник и сухоядец, и, постучавшись тщетно подряд у всех ворот, прошел все село из края в край, отряс прах с ног своих и проклял недобрых хозяев, велев им жить отныне в берлогах.

Кто видал, чтоб медведь летал: он пеший, как леший!

(Пословица)

Дед Харсан

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Дриада
  • Дриада аватар
  • Прочитала про медвежью лапу и мурашки пошли... В детстве, когда Папа на Севере работал, охотники подарили ему медвежью лапу... С когтями и костяшками пальцев. Помню, она вызывала у меня трепет и ужас. Иногда накладывала ее на свою руку, представляла какой он был... Медведь.

    А пару лет назад видЕние было... Как бегу я по Лесу, на эмоциях - тварь ищу, Семью сгубившую... Вижу впереди кучу хвороста, листьев старых... подошла к ней и медленно заглянула... а на меня смотрят два горящих кровавых глаза... Медведь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  

×
×
  • Создать...