Перейти к содержанию
Авторизация  
Ягунья Лесная

Сказки дедушки Харсана цикл "Пушистики" - Корова

Рекомендуемые сообщения

Корова

26263693_m.jpg



Эпические сказания славянских племен наполнены преданиями о мифических быках и коровах. Наряду со злато-гривыми-златохвостыми конями, народная фантазия создала тура — золотые рога и златорогих, златохвостых коров с частыми звездами по бокам.

Памятна сказка о вещей корове-буренышке. Именем своим и чудесными свойствами напоминает вещего коня Сивку-Бурку. Подобно тому, как сказочный герой входит в голову своего богатырского коня, так и гонимая мачехой падчерица влезает в одно ушко коровы и выходит из другого ненаглядной красавицей, досыта накормленной и напоенной. Буренышка была ее родной матерью, превращенной в корову.

Была коровушка-кормилица самым почитаемым из домашних животных. Корова на дворе, харч на столе. Именно она требовала особой защиты от нечистой силы, способной отобрать молоко. Более всего страшились Коровью Смерть (Черную Немочь) — духа повальных болезней рогатого скота. На Агафью коровья смерть ходит. По народному поверью, появляется Коровья Смерть в виде коровы или кошки, чаще всего — черной; иногда — в облике коровьего скелета либо безобразной, злобной старухи. Верили, что сама Коровья Смерть никогда в село не проходит, а непременно завозится или заносится прохожим-проезжим человеком, и начинается мор.

КАК МУЖИК КОРОВЬЮ СМЕРТЬ В СЕЛО ПРИВЕЗ Поздней порой ехал мужик с мельницы, видит - плетется по дороге старуха, просит "Подвези меня, дедушка!" - "А кто ж ты, бабушка?" - "Лечейка, родимый, коров лечу. Вот, лечила в одном дворе, да там все переколели. Поздно привезли, я не успела захватить". Мужик посадил ее на В03 и поехал Доехали до перекрестка: снял мужик шапку, перекрестился, оглянулся - а бабы как не бывало. Оборотившись черной собакой, она бежала в село, а на другой день в крайнем дворе пало три коровы - мужик привез Коровью Смерть. /33/

Чтобы уберечься от Коровьей Смерти, крестьяне по осени совершают древний таинственный обряд опахивания села. В этом обряде принимают участие только женщины. Накануне старуха-повещалка, обычно вдова, в полночь, в одной рубахе, собирает женщин и девушек в глубокой тайне. Все идут в белых рубахах с распущенными волосами. В руках женщины держат печные заслонки, сковороды, ухваты, а также иконы, свечи, ладан в кадиле или горшок с раскаленными углями. Бездетная замужняя женщина, или девушка, или вдова впрягается в соху. При опахивании соха отбрасывает землю в сторону, противоположную селу, на перекрестках прочерчивают сохой крест. Остальные участницы обряда стучат в сковороды и заслонки, устраивая страшный шум. Останавливаясь перед каждым двором, бабы и девки молотят в ворота и вопят: "Бей, секи, руби Коровью Смерть или Холеру! — Сгинь, пропади, Черная Немочь! — Запашу, заколю, загребу, засеку, замету!" Сверх этих угроз, поется еще заклинательная песня:

На крутой горе высокой Кипят котлы кипучие, Во тех котлах кипучих Горит огнем негасимым Всяк живот поднебесный; Вокруг котлов кипучих Стоят старцы старые; Поют старцы старые Про живот, про смерть, Про весь род человеч... Сулят старцы старые Всему миру животы долгие, Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Проклятьице великое!

В конце опахивания закапывают живьем в землю собаку, кошку или черного петуха. Если опахивающие встречают на пути какое-нибудь живое существо, оно считается Коровьей Смертью. Если это животное, его разрывают на куски, если человек — избивают до полусмерти.

Магический круг, очерченный сохой вокруг деревни, преграждает путь эпидемии.

Корова играла важную роль в погребальном обряде у восточных и западных славян. Существовал обычай дарить корову священнику или бедняку сразу после похорон. Во многих местностях бытовало поверье, что корова оплакивает смерть своего хозяина. В некоторых местах домашние животные сопровождали гроб с телом хозяина до церкви. Верили, что по поведению коровы можно предсказать смерть в доме. В толковании снов считалось, что красная или черная коровы снятся к смерти.

В древности славяне, по-видимому, не забивали коров на мясо. Коров не резали, а продавали даже в случае болезни или старости. Даже условная продажа заболевшей коровы воспринималась как средство, способствующее ее выздоровлению. При срочном забое коровы (например, из-за болезни) хозяева ее мясо не употребляли, а продавали его соседям или всем жителям села. Забивать коров — нетелей, яловок — разрешалось на свадьбу, поминки и, в редких случаях, на общественные праздники. Также, как и конь, корова была обязательной частью приданого невесты у восточных и западных славян. У южных славян парни, приходящие колядовать на Рождество в дома любимых девушек, шли чистить хлев.

У южных славян и на Русском Севере сохранились легенды о мифических коровах, которые обитают в озерах. Иногда эти коровы выходят на поверхность — попастись на прибрежных лугах, и тогда человек может отбить одну корову от стада, если ему удастся обежать вокруг нее. Такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  

×
×
  • Создать...