Ягунья Лесная 926 Опубликовано 26 февраля, 2020 Корова Эпические сказания славянских племен наполнены преданиями о мифических быках и коровах. Наряду со злато-гривыми-златохвостыми конями, народная фантазия создала тура — золотые рога и златорогих, златохвостых коров с частыми звездами по бокам.Памятна сказка о вещей корове-буренышке. Именем своим и чудесными свойствами напоминает вещего коня Сивку-Бурку. Подобно тому, как сказочный герой входит в голову своего богатырского коня, так и гонимая мачехой падчерица влезает в одно ушко коровы и выходит из другого ненаглядной красавицей, досыта накормленной и напоенной. Буренышка была ее родной матерью, превращенной в корову.Была коровушка-кормилица самым почитаемым из домашних животных. Корова на дворе, харч на столе. Именно она требовала особой защиты от нечистой силы, способной отобрать молоко. Более всего страшились Коровью Смерть (Черную Немочь) — духа повальных болезней рогатого скота. На Агафью коровья смерть ходит. По народному поверью, появляется Коровья Смерть в виде коровы или кошки, чаще всего — черной; иногда — в облике коровьего скелета либо безобразной, злобной старухи. Верили, что сама Коровья Смерть никогда в село не проходит, а непременно завозится или заносится прохожим-проезжим человеком, и начинается мор.КАК МУЖИК КОРОВЬЮ СМЕРТЬ В СЕЛО ПРИВЕЗ Поздней порой ехал мужик с мельницы, видит - плетется по дороге старуха, просит "Подвези меня, дедушка!" - "А кто ж ты, бабушка?" - "Лечейка, родимый, коров лечу. Вот, лечила в одном дворе, да там все переколели. Поздно привезли, я не успела захватить". Мужик посадил ее на В03 и поехал Доехали до перекрестка: снял мужик шапку, перекрестился, оглянулся - а бабы как не бывало. Оборотившись черной собакой, она бежала в село, а на другой день в крайнем дворе пало три коровы - мужик привез Коровью Смерть. /33/Чтобы уберечься от Коровьей Смерти, крестьяне по осени совершают древний таинственный обряд опахивания села. В этом обряде принимают участие только женщины. Накануне старуха-повещалка, обычно вдова, в полночь, в одной рубахе, собирает женщин и девушек в глубокой тайне. Все идут в белых рубахах с распущенными волосами. В руках женщины держат печные заслонки, сковороды, ухваты, а также иконы, свечи, ладан в кадиле или горшок с раскаленными углями. Бездетная замужняя женщина, или девушка, или вдова впрягается в соху. При опахивании соха отбрасывает землю в сторону, противоположную селу, на перекрестках прочерчивают сохой крест. Остальные участницы обряда стучат в сковороды и заслонки, устраивая страшный шум. Останавливаясь перед каждым двором, бабы и девки молотят в ворота и вопят: "Бей, секи, руби Коровью Смерть или Холеру! — Сгинь, пропади, Черная Немочь! — Запашу, заколю, загребу, засеку, замету!" Сверх этих угроз, поется еще заклинательная песня:На крутой горе высокой Кипят котлы кипучие, Во тех котлах кипучих Горит огнем негасимым Всяк живот поднебесный; Вокруг котлов кипучих Стоят старцы старые; Поют старцы старые Про живот, про смерть, Про весь род человеч... Сулят старцы старые Всему миру животы долгие, Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Проклятьице великое!В конце опахивания закапывают живьем в землю собаку, кошку или черного петуха. Если опахивающие встречают на пути какое-нибудь живое существо, оно считается Коровьей Смертью. Если это животное, его разрывают на куски, если человек — избивают до полусмерти.Магический круг, очерченный сохой вокруг деревни, преграждает путь эпидемии.Корова играла важную роль в погребальном обряде у восточных и западных славян. Существовал обычай дарить корову священнику или бедняку сразу после похорон. Во многих местностях бытовало поверье, что корова оплакивает смерть своего хозяина. В некоторых местах домашние животные сопровождали гроб с телом хозяина до церкви. Верили, что по поведению коровы можно предсказать смерть в доме. В толковании снов считалось, что красная или черная коровы снятся к смерти.В древности славяне, по-видимому, не забивали коров на мясо. Коров не резали, а продавали даже в случае болезни или старости. Даже условная продажа заболевшей коровы воспринималась как средство, способствующее ее выздоровлению. При срочном забое коровы (например, из-за болезни) хозяева ее мясо не употребляли, а продавали его соседям или всем жителям села. Забивать коров — нетелей, яловок — разрешалось на свадьбу, поминки и, в редких случаях, на общественные праздники. Также, как и конь, корова была обязательной частью приданого невесты у восточных и западных славян. У южных славян парни, приходящие колядовать на Рождество в дома любимых девушек, шли чистить хлев.У южных славян и на Русском Севере сохранились легенды о мифических коровах, которые обитают в озерах. Иногда эти коровы выходят на поверхность — попастись на прибрежных лугах, и тогда человек может отбить одну корову от стада, если ему удастся обежать вокруг нее. Такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты