Перейти к содержанию
Авторизация  
Ягунья Лесная

Сказки дедушки Харсана цикл "Пушистики" - Жаворонок

Рекомендуемые сообщения

Сегодня в цикле "пернатых" поговорим о таких утренних негодяях, которые мешают спать совам)
 

25865888_m.jpg




Жаворонок

Одной из чистых, Божьих, птиц является жаворонок. Эта птица стала своеобразным воплощением жары и ясного неба. У поляков существует легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и произошла эта серая, как земля, птичка. Верили, что на зиму жаворонок превращается в мышь. Стужу проводит в мышиной норке, в поле под камнем, под комом земли в борозде или меже. В середине зимы он переворачивается на другой бок и спит до весны. Когда приходит лето, жаворонок вновь принимает свой прежний облик.

По другим поверьям, зимой жаворонок находится высоко-высоко в небе. Ангелы держат его в руках, нежат и ласкают, пока не блеснет первая молния и не раскроются небеса, куда в это время жаворонкам позволено бывает заглянуть.

Согласно легенде, жаворонки, как и ласточки, вынимали колючие шипы из тернового венца распятого Иисуса Христа. Верили, что, поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает еще выше и летит на исповедь к самому Богу, а после этого камнем падает вниз.

Прилет жаворонков издавна связывали с приходом весны. На Благовещение пекли из теста птичек, называемых жаворонками. Их оставляли в сарае, давали овцам, детям, одного жаворонка бросали в печь. Дети бежали с ними на улицу "кликать лето", старались поднять выпеченных птичек повыше и причитали:

"Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам!

Приносите нам

Весну красну,

Красну солнышку,

Теплу гнездышку!"

С прилетом жаворонков начинали пахоту и сев: в одном из "жаворонков" запекали лучинку. Кому она попадалась, тот и начинал сев.

Жаворонок часто упоминается в заклинаниях на рост растений: Как Жаворонок высоко летает, так чтобы и лен твой высокий был! Увидеть эту птицу во сне считалось знаком благополучия.

Правда, иногда жаворонок посягает на Бога. Преисполнившись непомерной гордости за то, что Бог позволил ему так высоко подниматься в небо, он летит вверх и похваляется: «Полечу на небо, на небо, схвачу Бога за бороду, бороду!» А потом камнем падает вниз со словами: «Меня Бог бил - бил - бил кием - кием - кием! И на землю кинул-кинул-кинул». Он даже отваживается соперничать с Богом. Хватает соломинку и летит к Богу, бросая ему вызов: «Полечу Бога кием бить, кием бить!», «Иди, Боже, биться!», «Убью Бога, убью Бога, убью Бога, убью, убью, убью Бога!» А потом роняет соломинку и падает вниз с криком: «Кий упал! Кий упал! Кий упал!» или «Упустил булаву, упустил булаву, упустил булаву!»

Два разных вида жаворонка — обычный и хохлатый — в народных представлениях часто воспринимаются как одна птица: чуб вырастает у жаворонка на третьем году жизни или же зимой жаворонок имеет чубок на голове, а на лето его сбрасывает.

В некоторых местах Жаворонок с остроконечным “башлыком” на голове называют “жаворонковым кумом”.

Учитывая мое знакомство с бурятским шаманом, окунусь и в их мифологию:

Эта птица, безусловно, занимает особое место в духовном пространстве народного словотворчества бурят, берущего истоки в глубокой древности. Впервые в монголоязычной словесности слово жаворонок встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемом 1240 годом. В эпизоде, где описываются детские годы Темуджина, проведённые на берегу Онона, говорится о том, как его брат Хасар, отличавшийся исключительной меткостью в стрельбе из лука, подстреливает жаворонка, скорее всего из детской шалости.

Этот эпизод повторяется в«Алтан тобчи» анонимного автора конца 16-начала 17 вв. в переводе Галсана Гомбоева.

О том, что образ жаворонка изначально присущ фольклорному сознанию монгольских народов, красноречиво свидетельствует такое эпическое произведение, как «Абай –Гэсэр». Наран–Гоохон (Солнечная красавица) – дочь одного из главных небожителей западной половины неба – Наран Дулаан тэнгэри (Солнечно – Теплого тенгрия) тяжело заболевает. Эту болезнь насылает на неё сам Атай Улаан тэнгэри – глава 44 злых небожителей восточной половины неба. Благодаря жаворонку наступает исцеление дочери Солнца. Из выше приведённого сюжета следует, что булжамуур – птица магическая, носительница и поборница светлого начала в эпическом пространстве.

Всегда осознавая себя частью природы, человек видел и понимал ещё с незапамятных времён, как главный закон бытия – необходимость продолжения рода как жизни во имя жизни преображает всякое живое существо. Поэтому и трубит неистово на всю тайгу красавец-изюбр, озвучивая свой брачный период, который начинается у него в сентябре и получил народно-поэтическое название «бугын дуунай уе» - пора изюбриной песни. А известные глухариные токованья, которые давно и прочно вошли в бурятский музыкально-танцевальный фольклор как «hойр наадан» - танец тетеревов. Его исполнение проходит под звуки, имитирующие тетеревиную песню, а сами участники придают себе сходство с токующей птицей, танцуя весь танец на корточках и балансируя руками как крыльями. Перечень подобного рода примеров можно продолжить до бесконечности, ибо это одна из самых популярных и вечных тем в мировом фольклоре. В этом ряду находится и образ жаворонка. Небесные звуки этой земной птицы – гимн любви и утверждения жизни, залог обновления и бессмертия всего сущего под знаком любви. Так сказительская мудрость увязала законы природы с философией народной жизни.

В следующем хори-бурятском улигере «Алтан Галуу ноён хубуун», бытовавшем у ононских бурят изображён жаворонок, поющий под сандаловым деревом – центром мифического мироздания, и эта на вид обыкновенная серая птица слагает из трелей своих священную мантру «Ом-ма-ни пад-мэ-хум».

Таким образом, жаворонок (булжамуур)

Занимает особое место в духовном пространстве народного словотворчества бурят, берущего истоки в глубокой древности;

Птица магическая, носительница и поборница светлого начала;

Звуки этой птицы – гимн любви и утверждения жизни, залог обновления и бессмертия всего сущего;

Пенье этой птицы воспринимается как исполнение самой известной молитвы «Ом-ма-ни пад-мэ-хум» о добре, сострадании и любви ко всем живым существам;

Птица добра и гармонии со Вселенной.
дед Харсан.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  

×
×
  • Создать...