Жанна 476 Опубликовано 22 марта, 2022 Нашла интересную статью ВК, в группе "Остров вятичей Москва", кто автор, указать не могу "КОГО МЫ СЖИГАЕМ НА МАСЛЕНИЦУ?" На этот вопрос существует множество ответов, попробуем обозначить главные. Безусловно, соломенная или тряпичная кукла в обрядах Масленицы - это сложная мистериальная фигура и даже драматический персонаж, который в ходе праздника на разных его этапах рассказывает о себе, поет, "гуляет", пляшет, прощается, то есть ведет себя как живой человек. В расхожем понимании - наша кукла - это "чучело Зимы-Марены". Но есть некоторые "но". По традиции кукла "Масленица" - хороша собою - это пышнотелая дева или даже зрелая женщина во всей красе. Это полностью опровергает версию о сожженной старухе-зиме или даже о "заместительной жертве", согласно которой кукла заместила собою человеческое жертвоприношение по окончании холодного и голодного времени года. А смысл-то какой? Ведь зима уже позади и "прореживать" выживших, тем более пышных женщин и дев - не стало бы ни одно даже самое кровожадное племя. В образе куклы Масленицы нет ничего нарочито зимнего, да и с ликованием сжигать образ минувшей Зимы, которая нередко приходила как избавительница, или саму деву Смерть - занятие, согласитесь, немного странное. Поэтому мы сжигает не Зиму и конечно же не Марену, всесильную владычицу закрадного мира. "Но у куклы Масленицы не делают открытых глаз..." - возразят сведущие, значит все же она – связана с образом Марены. Верно, у куклы Масленицы не делают глаз - никаких - не открытых, ни закрытых. Видимо, в наиболее архаичном варианте ее лицо - это белое пустое полотно непроявленного, и это лицо богини - но какой? Безусловно - древней, матриархальной, из глубины тысячелетий, посылающей нам своих маленьких кумиров - соломенных и тряпичных куколок. Обратившись к семантике масленичных обрядов можно заметить некий свадебный код - это кулачные бои и взятие снежной крепости, это поцелуи в санях, активное сватовство в масленичные дни и многое другое. Поэтому выдвигаем новую версию: наша кукла - это невеста, невеста солнечного героя, чей образ восходит к Яриле. Она отправляется, "уходит", от рода земного к солнцу. В костре она стоит "до последнего", оставляя земле молодую силу и сам дух зачатия. Недаром пепел от сожжённой куклы втаптывали в землю и рассеивали по полю. Тема перехода, соединения с солнцем - в целом, заметна в Масленичной игровой обрядности. Таковы огненные колеса и катание на качелях - релях. Девушка, невеста солнечного бога, как бы улетает на солнце и подобные мифы и сказки бытуют в славянском фольклоре. девушка раскачавшись на качелях, попадает на небо к солнечному жениху. Так девушки, убившиеся на качелях, а такое бывало довольно часто, согласно поздним народным быличкам, попадали прямо в рай. Итак кукла Масленица - участница весенней свадебной мистерии, где невеста гибнет в символическом действе и возрождается в ином роду, как хозяйка и обережница. Есть даже старинная словацкая песня на эту тему - "Горела липа, горела, под ней паненка сидела. Искорки капали. по ней молодцы плакали...." (перевод наш) Сгорающая девица уговаривает их не плакать, говоря, что в деревне есть еще девушки, как бы советуя обратить на них внимание. Какой прекрасный брачный смысл открывается у сего действа. Этим печально торжественным и совершенно необходимым событием завершается сказка "Снегурочка". Наш Посланница восходит через костер , принимая огненное омовение за всех нас. Мир обновляется через этот жертвенный переход, сгорает прошлое., как выветренная солома, давая место новому, желанному. В практичной крестьянской жизни есть примета - чем больше сгорит одежды на масленичном костре, тем больше будет обновок накануне лета. Остановимся же на выявленной нами магии перехода, столь огненное обнаженной в ходе обряда проводов Масленицы. Обновляющая волна этого сакрального события дает глубокий и молчаливый опыт нашей душе. 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты