Перейти к содержанию
Тамара

Как и что писали славяне до крещения Руси

Рекомендуемые сообщения

Как и что писали славяне до крещения Руси

350 прочитали
 
 
 

Умели ли наши предки читать и писать до того, как приняли христианство, или нет, это науке известно. Но ее ответ не всех устраивает.

Тут надо внести сразу ясность в один момент. А именно, что же считать дохристианской письменностью. Христианство начало проникать на славянские земли задолго до официального признания за ним статуса "государственной религии" в крупнейшем славянском государстве — Руси. Первыми в христианство стали переходить славянские народы Византии еще в 7 веке. Затем были Моравия и Болгария в 9 в. В 966 христианство принимает Польша. И, наконец, в 988 году происходит Крещение Руси, которое в свою очередь было лишь продолжением христианизации, а не его началом.

Легко заметить, что христианство продвигалось среди славян крайне неравномерно и процесс этот был сильно растянут по времени. В то время как в одних славянских землях оно уже закрепилось на государственном уровне, в других — о нем только ходили смутные слухи.

Следует учитывать также, что существовало несколько письменностей использовавшихся славянами-христианами. Прежде всего это была латиница. А на территориях, испытывавших большее влияние Византии — глаголица и кириллица.

 
 
Как и что писали славяне до крещения Руси
 

Таким образом, определить, какая надпись точно относится к дохристианским, бывает довольно сложно. Одно дело, когда она выполнена письмом, которое не характерно для христианской культуры, совсем другое, когда она использует типичный для христианства алфавит. В последнем случае за границу между языческим и христианским в данной статье авторитарным решением автора принята дата Крещения Руси.

На самом деле письмо славянам было известно задолго до того, как оно стало ими востребовано. Они жили не в изоляции и прекрасно знали, что там творится у соседей. А некоторые соседи очень даже понимали толк в письменности и во всю применяли ее во всех сферах жизни.

Реальных подтверждений существования дохристианской письменности у славян не много, поэтому можно рассмотреть чуть ли не каждый случай. Кстати, если кто может дополнить этот список своими примерами, обязательно пишите в комментариях. Быть может нам удастся собрать полную коллекцию.

Не так давно, в прошлом году, были опубликованы результаты исследований находки, сделанной еще в 2017 году в Чехии на городище пражской культуры Ланы. Ученым действительно было над чем подумать.

Реберная говяжья кость несла на себе следы обработки, что в общем-то не редкость. Интерес представляет то, что знаки, нанесенные на нее были не рисунком, а фрагментом древнего германского рунического алфавита - старшего футарка. Точнее, шестью последними буквами этого 24-буквенного алфавита. Впрочем, кость не была целой и скорее всего изначально алфавит был на нее нанесен полностью.

Следовало убедиться в подлинности уникальной находки и в том, что идентификация знаков и оценка древности сделаны правильно. Находка относится к рубежу VI—VII веков. Не смотря на то, что буквы германские, надпись атрибутирована как славянская, поскольку культура городища в целом носит несомненно славянский характер. Пражская культура соотносится с несколькими западнославянскими племенами. Городище Ланы скорее всего населяло племя моравов (мораван).

 
 
Как и что писали славяне до крещения Руси
 

Однако это единственное свидетельство существования письменности у славян в столь ранний период. Очевидно, футарк не был востребован славянским обществом того времени, не получил среди моравов широкого распространения и был постепенно забыт.

Все прочие находки, касающиеся ранней письменности славян, относятся к периоду X—XI веков.

Наверное стоит упомянуть в связи с ланской надписью и о других подобных находках, хотя они и относятся к периоду уже после Крещения Руси. В 1956 году в Новгороде на Неревском раскопе была найдена... реберная говяжья кость. С 32 знаками, 10 из которых похожи на руны датского футарка, использовавшегося в XI в.

Следующая надпись, обнаруженная в 1958 году на том же раскопе, в слое первой половины XI века, также была на кости, но уже на свиной, и представляла собой не полностью сохранившийся набор из 16 знаков младшего футарка. И если эту последнюю еще можно интерпретировать как присутствие скандинавов, то предыдущая, скорее всего, все таки была вариантом адаптации футарка к древнерусскому языку.

Конечно же невозможно не упомянуть Гнездовскую надпись, которая считалась древнейшей, до обнаружения Ланской. Она была найдена в 1949 году при раскопке кургана номер 13 Лесной группы у смоленской деревни Гнездово. Выполнена кириллицей на глиняном кувшине крымского происхождения. Относится ко второй четверти — середине X века. В силу ее предельной краткости существует несколько вариантов ее прочтения. Самые известные: горчица, пряности, горючее, прилагательное от имени Горун или имя Горунша.

 
 
Как и что писали славяне до крещения Руси
 

Менее известны свинцовые печати Святослава. Одна из них была найдена при раскопках в 1912 году киевской Десятинной церкви. На ней был изображен княжеский знак — "двузубец" и частично сохранившаяся надпись греческими или кириллическими буквами, предположительно - Святослав. К сожалению, этот ценный предмет утрачен. Печать пропала в ходе эвакуации в 1941 году.

Вторую печать нашли в 1982 году в ходе земляных работ в Киеве. Она хранилась в частной коллекции в Москве до 2016 года, когда стала выставляться в музее "Золотых ворот" Киева. На ней также изображен "двузубец" и присутствуют надписи греческими буквами: с одной стороны — архонт, с другой — Свендослав, что соответствует греческому написанию имени Святослав.

Далее следует упомянуть о кириллических надписях на мечах. Одна из них была обнаружена в 1994 году на обломке меча плохой сохранности, переданном в музейные фонды еще в 1894 году. По записи в каталоге он был найден где-то в Киевском уезде. Меч относят к середине X века. На одной стороне клинка был выявлен фрагмент надписи "слав", на другой - несколько косых и прямых линий, вероятно не представляющих собой систему знаков.

Второй меч сохранился гораздо лучше. Он был найден в 1890 году в ходе хозяйственных работ в селе Хвощево (Миргородский район, Полтавская область, Украина) и датируется рубежом X—XI веков. На одной стороне его клинка сохранилась надпись "коваль", с другой — почти полностью читаемое "людо.а", которое восстанавливают как Людота или Людоша.

Были и попытки создать собственное самобытное письмо. Ярким примером этого является Алекановская надпись, обнаруженная в 1897 году на глиняном горшке, извлеченном в ходе раскопок вятичских курганов у деревни Алеканово под Рязанью.

Похожие символы были обнаружены там же в 1898 году на обломках керамики. Предметы датируются рубежом X—XI веков. Предельно малый объем текстов и мизерное их количество исключает дешифровку. Скорее всего эта письменность была быстро вытеснена кириллицей и никогда не имела широкого распространения.

 
 
Как и что писали славяне до крещения Руси
 

Известны аналогичные независимые эксперименты в районе Белоозера (пряслица с надписями и отдельными знаками XII—XIII веков) и Волковыска (XI—XIII века). Эти артефакты хоть и поздние, но примечательны тем, что не связаны с уже доминировавшей к тому времени кириллицей.

Вот, строго говоря, и все, что можно точно идентифицировать как славянское и при этом дохристианское письмо. Это реальные свидетельства. На их основе можно сделать следующие выводы.

  1. Как и у других народов, у славян возникновение письменности было связано с усложнением общественных отношений и возникновением государственности.
  2. Хронологически появление письменности связано с X веком.
  3. Одновременно существовало даже несколько славянских письменностей, основанных как на заимствованных знаках греческого и скандинавского происхождения, так и на знаках собственного изобретения. При этом общее признание и широкое распространение получили только письменности, основанные на адаптированных для славянских языков греческом и латинском алфавитах.

Можно еще сразу обозначить, что Микожинские камни, Прилвицкие идолы и Велесова книга являются признанными подделками и рассматриваться как действительные примеры дохристианской славянской письменности не могут. Но давайте и про камни, и про идолов расскажем тоже, чтоб было понятно, о чем речь. Велесова же книга в пояснениях не нуждается.

Микожинские камни попали в поле зрения исследователей в 1855—1856 годах. Они представляли собой два крупных камня с изображением на одном человека, а на другом коня. На обоих были нанесены знаки, напоминающие руны.

Находка была сначала воспринята с большим энтузиазмом, но по мере изучения он угас, и уже в 70-х годах XIX века практически не оставалось сомнений в том, что камни были мистификацией. Оказалось, что изображения на камнях подозрительно напоминают иллюстрации из книги Иоахима Лелевеля "Народы на славянских землях до польского восстания". Человек был практически идентичен рисунку одного из Прилвицких идолов, а конь скорее всего был взят с изображения Збручского идола.

Что касается Прилвицких идолов, то их история тянется аж с XVIII века. Иоахим Яспар Йоганн Хемпель, врач и по совместительству антиквар, выкупил несколько десятков бронзовых статуэток у семьи Шпонхольц.

Якоб Эрнст Шпонхольц, по счастливому стечению обстоятельств бывший ювелиром, утверждал, что фигурки были найдены покойным дедом в саду при посадке груши. Фигурки представляли собой людей и животных, на некоторых из них были нанесены надписи, позволявшие идентифицировать эти изображения как идолов славянских божеств. Сомнения в подлинности идолов появились практически сразу.

Но идея понравилась Мекленбург-Стрелицкому принцу Карлу, описание статуэток было заказано придворному советнику Андреасу Готтлибу Машу, зарисовка поручена Яну Потоцкому, все это было растиражировано, переведено на европейские языки.

Только в середине XIX в. появились дополнительные возможности для исследования фигурок и было выяснено, что лишь некоторые из них действительно древние, хотя и не имеют отношения к славянской культуре, остальные же — грубые подделки, руны на которых списаны с работы Ганса Генриха Клювера "Описание герцогства Мекленбург" на столько прилежно, что сохранили ошибки.

Стоит также напомнить, что этруски — не славяне, а Фестский диск принадлежит неславянской минойской культуре.

Автор статьи: Татьяна О.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...