Перейти к содержанию
Тамара

ТУПИКИ ДЛЯ НОВОЯЗЫЧЕСТВА

Рекомендуемые сообщения

ТУПИКИ ДЛЯ НОВОЯЗЫЧЕСТВА

 

X7tf9KRbXso.jpg?size=600x770&quality=96&

 

 

 

(Вопросы «как быть с язычеством?» вызывают у многих раздражение, и потому мои личные рассуждения воспринимаются многими, как попытки что-то там дискредитировать. Я же считаю, что вопрос, поставленный себе - уже половина ответа. Сложность всегда лишь в нахождении второй половины...)

 

Как ни странно, даже подбор самого правильного ключа к пониманию традиций древних и самое бережное отношение к сакральному ничего принципиально для новоязычества не меняют. Понимание оборачивается тупиком ввиду мировоззренческого несоответствия современного цивилизованного человека тому древнему язычеству. Все попытки соотнести и примирить прошлое с настоящим захлёбываются играми идей и оборачиваются именно новоязыческими весьма существенными поворотами не туда.

 

С одной стороны новоязычество никак не может не опираться на примеры традиций, устоев и ценностей древних. С другой стороны изо всех сил пытается впихнуть язычество в сложившуюся систему ценностей, в смыслы той окружающей постмодернистской обыденности, которой живёт человек. Но любая новая или вновь возродившаяся к жизни стоящая идея не приходит в мир просто так. Вся история человечества показывает, что новое является, чтобы бросить вызов старому. Не просто дать иную точку зрения, а иную модель бытия, переворачивающую существующий порядок вещей, показывающую, что он не обязателен и не вечен. Можно сказать, что любая новая великая идея, философия, религиозная доктрина именно революционна, если не радикальна по отношению к главенствующей. Все новые или возрождённые религиозные и философские системы являлись, чтобы дать миру иное.

 

Пока сейчас новоязычество держится вне всяких политических, общественных и правовых явлений, оно ещё способно поддерживать в себе иллюзию присутствия и развития. Оставаясь полумаргинальным явлением, новоязычество ещё худо-бедно копошится своими разрозненными тусовками разной направленности, обосновывая свои «ширмы» интеллектуальностю, элитарностью, наличием особых знаний, «истинностью» среди «ненастоящих». Но общество не принимает язычников, и это факт, нравится он нам или нет. Современная система ценностей растворяет любую духовность. Свои позиции сдают даже мировые религии, превращаясь в придатки существующей системы. Глобальный мир жрёт всё традиционное, а вновь возродившееся (или пытающиеся поднять голову) традиционное пережёвывает ещё быстрее и тщательнее. С новоязычеством это уже происходит на наших глазах. И даже не встав толком на ноги, оно уже начало разлагаться. Но тогда зачем всё это? Зачем всё это «возрождение» без послания миру, без вызова существующему порядку вещей? И новоязычники бросают этот вызов. Но кому? Да друг другу же!

 

Как ни крути, новоязычники сами создают свои концепции традиции на основе имеющихся у них сведений о прошлом. Вся исследовательская языческая деятельность заканчивается на сборе этнографии и её классификации. Далее неизбежно начинается новоделие, подгонка фактов под реалии, а соответственно творчеством в понимании и реализации традиции в той или иной степени занимаются все. Личный духовный опыт и интерпретации пополняют мир языческим богословием. И здесь пределов совершенству нет. А пока нет пределов совершенству, изо всех щелей неизбежно лезет та самая «глупая цивилизация», превращающая язычников в обидчивых ревнителей веры. Когда одной группе язычников не нравится смоделированное другой группой, начинаются взаимные упреки, защита своего неидеального язычества немедленно переходит в наступление на чужое.

 

Все интеллектуальные новоязыческие игры очень стремятся совместить в себе смыслы прошлого в настоящем, а получается что-то дегенеративное. Поэтому новоязыческие конфликты на почве видения божественного с упрёками в искажении традиции выглядят смешными и нелепыми разборками, более похожими на подростковую субкультуру. Причём демонстрируют они в большинстве своём не идейную правоту или неправоту одних язычников перед другими, а лишь выявляют кто где (извините) больше гадил.

 

Чуть поиграв смыслами, даже придумали этому делу изящное оправдание. Дескать, противостояние, соперничество и стремление к славе - самые что ни на есть языческие доблести и добродетели. И всё вроде так, но тогда из этого контекста надо начисто исключать понятие «вероисповедание», ибо языческие войны прошлого по религиозным мотивам не велись. Сейчас же борьба за свою точку зрения на веру стала олицетворением развивающегося новоязычества. Полемика о истинах разных философских школ, течений, ветвей и личных концепций стала своеобразной бессмысленной новоязыческой свободой. Объединяться на социальных основаниях не научились, просто идти параллельным курсом, не вторгаясь, не указывая пальцем на «кривизну» чужого сакрального - пока тоже. Новоязыческое общественное мнение в разные годы всех так или иначе определяло в стан долбославов. А война с последними стала порогом, о который новоязычесво запнулось и начало перемалывать уже само себя. И по привычке (да что там - уже сложившейся новой традиции) язычники занимаются тем, чем никогда не занимались далёкие предки - кропотливо ищут изъяны в вере друг друга. Да, это войны как раз за умы, души, власть и сферы влияния посредством религии. И это уже не суть язычества, а часть той самой глобальной «цивилизации».

 

В плане внушения своего видения традиции и отлучения друг друга от неё новоязычники совсем не язычники! Топят одну авторскую традицию, подсовывая другую, частное перетаскивают на общее, искусственно подтягивают к традициям свои сенсационные фантазии, путают для всех полуправду с полуложью и выкатывают людям, создавая общественное мнение. «Неправильное» язычество достойно лишь насмешек, порицаний и оскорблений, переходящих порой совсем уж в истеричные формы. И вот тут во всей красе и выявляется весь набор личных новоязыческих «доблестей» каждого.

 

Реализация любой идеи, в том числе и новоязычества, зависит от взаимоотношений её носителей с социумом. Эти взаимоотношения могут быть ориентированы на внешние проявления. И тогда реализация духовности этого типа требует беспрестанного движения, вечного боя, вызовов миру, единообразия и консолидации её носителей. Такая реализация язычества во многом зависит от ответной реакции, отдачи, публики, признания или отторжения. Тут возможны как конфликты, так и идеальное совпадение идеи с настроениями социума.

 

И тут же в обоих случаях неизбежен тупик. Дело в том, что диктат социума будет присутствовать всегда - и при отторжении идеи, и при её принятии. И все дальнейшие возможности для реализации неоязычества всегда будут изыскиваться и отталкиваться именно от этого признания или противоборства. Будущее новоязычества, все его смыслы неизбежно будут заточены на требования времени, моды, на попытки вписаться и принять участие в важном и ценном именно в данной среде. Проще говоря, либо система просто жрёт новоязычество, либо оно удобно встраивается в систему ценностей, которая жрёт его изнутри. На мой субъективный взгляд, сейчас сама идея новоязычества резко контрастирует с реалиями и запросами социума и существует скорее как вещь в себе. Хуже того, начинает жить ожиданиями перемен к лучшему, переживает штиль в ожидании попутного ветра.

 

Тупик усугубляется и тем, что новоязычество уже само стало подобием системы, олицетворяющей принципы её создателей, а потому отторгающей и блокирующей любые новые начинания, не отвечающее её запросам. Действующие модели неоязычества устойчивы только потому, что более или менее устраивают общее движение, уже кое-как, но уцепившееся за «подол» глобальной цивилизации. Обилие потоков информации, якобы новых веяний и искусственно создаваемое новоязыческое общественное мнение и добивают новоязычество. Оно уже закольцевалось, зациклилось, постоянно клонируя и воспроизводя не единожды пройденное. Причем, устоявшиеся новоязыческие модели нередко абсолютно далеки от сути язычества и просто следуют информационному шуму и событийной обязательности, поглощающим и размывающим любые смыслы. Материал просто копируется и подаётся под другим углом, в схожей форме и на другой площадке, создавая эффект новизны и необычности. Затеваются новые споры из ничего, а выхода для глубинных проявлений языческого духа нет.

 

Именно поэтому новоязычество всё больше и глубже уходит внутрь людей, в пространство личного творчества. А в личном творчестве зачастую нет презентации «продукта», нет предпосылок и требований его признания. Оно рождается из той самой индивидуальной работы человека над собой, по личной инициативе и воле, из приходящих только ему образов. Для обновлений и роста личному язычеству вовсе не обязательно иметь свою реализацию во внешний мир, всё происходит во внутреннем космосе человека. Каждый старается сотворить свою традицию, независимую от внешних влияний, заданных в новоязычестве изначально. Каждый лепит себя-язычника. Но и здесь тупик. Ведь традиционное язычество - это не личное дело каждого, и не бывает «моей личной языческой традиции» в отрыве от других, от многих поколений предков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...