Перейти к содержанию
Тамара

Русские богатырши: какими они были?

Рекомендуемые сообщения

Русские богатырши: какими они были?

 
 
 
 

Легенду Геродота об амазонках знают все. Многие даже пытаются их отыскать, а некоторые прилагают усилия к тому, чтобы объявить амазонок представительницами их собственного этноса.

 
 
Русские богатырши: какими они были?
 

То, что все современные этносы сформировались отнюдь не во времена амазонок при этом игнорируется.

И то, что современный грек не равен греку геродотовых времен, по-моему, очевидно, как очевидно и то, что народы современного Ирана далеко не персы времен Дария и Кира.

Однако вернемся к амазонкам. На самом деле это не такое уж и редкое явление. В пору, когда жизнь была суровой, женщины за оружие брались регулярно.

Особенно заметно это было в тех сферах, где не нужны ни особая сила, ни особая выносливость. Изобретение холодного оружия сильно уравняло людей в их противостоянии, а оружие дальнего действия, например луки, и вовсе практически аннулировали всю разницу между сильными и не очень, между мужчинами и женщинами.

А когда люди взобрались на коней, то уже не имело особого значения, кто на нем восседает: главное – как следует управляться с животиной да иметь хороший опыт стрельбы.

Женщины-воительницы, скорее, были нормой на ранней стадии развития общества. Удивляли они уже оседлые патриархальные рабовладельческие сообщества, типа древнегреческого.

Почти по всей Европе и почти по всей Азии амазонки встречались с завидной регулярностью. Но именно тех амазонок, о которых писал Отец истории, обычно соотносят со скифо-сарматским миром.

Позднее этот мир ушел в прошлое, а его носители растворились в более молодых народах, которые пришли на смену им, в т. ч. и среди восточных славян.

Трудно сказать, насколько сильно повлияли на русские былины и военные реалии скифо-сармато-аланы. Но не подлежит сомнению, что воительницы были у восточных славян уже в историческое время, что было зафиксировано историками Византии.

В русском фольклоре есть образ девы-поляницы. Судя по тексту, они лишь немного уступают мужчинам-богатырям, если уступают вообще.

Слово происходит от термина «полевать», «поляковать», что имело отношение отнюдь не к земледелию. В современном украинском охота по сей день называется «полювання».

Полякование подразумевало экстремальную форму повышения воинского статуса. Для этого воин должен был один отправиться в чистое (иными словами, в дикое) поле и найти себе там достойного соперника.

Обычно таковым был другой воин, часто из числа степняков. Бой шел насмерть, баллов там никто не подсчитывал и нокаут всерьез не воспринимал. Побежденному отрубали голову и привозили назад в качестве подтверждения своей победы (эта традиция продержится очень долго).

Становится ясно, что поляницы были такими же экстремалками, как и всевозможные Алеши Поповичи, что видно из того, что в былинах они испытывают к поляницам огромное уважение.

Добрыня Никитич так и вовсе, видимо, в целях улучшения генофонда и создания породы богатырей женился на полянице Настасье Микуличне, чьим отцом был сам Микула Селянинович.

Но началось знакомство весьма своеобразно – с поединка. Да и тот был весьма одиозным: Добрыня подъехал к Настасье сзади и со всей силы ударил будущую супругу по голове палицей.

Не сработало. Кхм… Ударил еще раз. Микулична – «ноль на массу». Догадаться, что отсутствие реакции вызвано его «приветствием», самый умный из наших богатырей не смог, поэтому, решив, что бог троицу любит, шибанул Настасью еще разок.

И оказался прав! Та повернулась, сказала, что, мол, «звиняйте, не поняла сразу – за комариные укусы ваши ударчики приняла». После чего, схватив Добрыню за волосики, швырнула его в мешок.

Чем бы там история кончилась неизвестно, но конь, не желавший везти на себе двух троглодитов, объявил забастовку.

Чтобы решить транспортную проблему, Настасья решила совместить приятное с полезным, ибо богатырская сила – это здорово, но женского счастья от нее больше не станет.

Одним словом, сказала она Добрыне, что выпустит его из мешка только под обещание жениться. Выдвинутое предложение нашло живой отклик в сердце богатыря и, со словами, «так что ж ты мне сразу не сказала?», Добрыня пообещал все, о чем просила девушка.

Далее – счастье, понимание, поцелуй и пара уходит в закат.

Известен эпизод с богатырем Дунаем, который тоже женился на полянице, которую звали, я так понимаю, обычным поляничьим именем Настасья.

Знакомство тоже началось с драки и на этот раз Настасья-2 была уже не столь сильна, как Настя №1. Затем снова любофф, свадебный пир, и типичный для той поры обычай хвастать.

Дунай хвастал храбростью, а Настасья – мастерством лучницы. Дуная это задело, и они устроили поединок в стиле Вильгельма Телля. Победила Настасья, которая три раза пропустила стрелу сквозь поставленное на голову супруга колечко.

А Дунай проиграл, ибо попал жене не в колечко, а в лоб. После такой победы он пошел, да и бросился на свой меч. Создается впечатление, что к обоим интеллектуалам когда-то сзади тоже подъезжал Добрыня Никитич со своей дубиной.

Но эти истории, так сказать, из раннего. Былина же о Василисе Микуличне несколько позднее. Пожалуй, все помнят замечательный советский мультик «Василиса Микулична».

Там главная героиня запоминается главным образом своей длиннющей косой и хитростью, которая помогла ей даже столкнуть лбами самых сильных борцов князя Владимира, оставшись самой целой.

Но в былине все не совсем так. Там она побеждает княжеских воинов в честной борьбе и стрельбе из лука, что говорит о многом. Правда, поляницей она не называется, но ее способности намекают на это вполне четко.

Дополнительным подтверждением можно считать то, что, хотя она и Василиса, а не Настасья, но тоже Микулична. Вот что значит гены!

Подобные воительницы явно были реликтом родоплеменного периода и общества эпохи военной демократии. На более поздних этапах общественного развития они обнаруживаются редко, что объясняет, почему в Западной и Центральной Европе воительницы исчезли значительно раньше, чем у нас.

Однако был случай, когда во время походов Святослава Игоревича, в битвах участвовали не только наши воительницы, но и болгарские, что очень интересно, поскольку Болгария к тому времени уже успела обрести некоторые государственные формы, которые у Руси еще только намечались.

Некоторые, правда, связывали исчезновение воительниц с распространением христианства, отводящего женщинам довольно скромное и притом подчиненное место в жизни.

Однако известно, что в Болгарии еще было много язычников, которые были крайне недовольны диктатом церкви и даже устраивали восстания.

Вполне возможно, что болгарские воительницы были реликтом того воинственного непокорного языческого мира, где оружия не чуждались даже женщины.

Впоследствии это ушло и у болгар, и у нас, но отдельные случаи все же случались. Так известно, что в середине XVII века во время сражений с турками, среди казаков были и женщины, которые так же, как и геродотовы амазонки умело поражали врагов стрелами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 13.10.2021 в 21:21, Тамара сказал:

Далее – счастье, понимание, поцелуй и пара уходит в закат.

Ага. Потом эту байку в игрушке Prehistoricus обыграли, где чтобы кого-то сожрать надо было стукнуть дубиной по голове, и пока динозаврико ловит "звёздочки в виде нимба" просто пройтись поверх.

А про времена те ещё одна хохма ходила про свадебный ритуал - огреть дубиной по голове пассию, и пока та в бессознанке - утащить за волосы в свою пещеру.

В 13.10.2021 в 21:21, Тамара сказал:

которая помогла ей даже столкнуть лбами самых сильных борцов князя Владимира

Это не тот ли самый Оборотень-Князь, умудрившийся пересортировать языческих богов и часть из них помирить с Православием?

З. ы. Так, а самый шикарный пример - Жанну Д'Арк, по одной хулиганской легенде ставшую следующей инкарнацией Христа(да, у богов иногда странное чувство юмора, и христианский от этой привычки тоже не смог избавиться) как то совсем стороной обошли. Шикарнейший же пример. И чем кончалось - тоже. Потому и стали редки...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 15.10.2021 в 06:42, Тамара сказал:

Эх,и какже тебя носит то.

Тут вопрос не в том, как(ну если Светослава или Ангел конечно контору не спалят). Вопрос в том, где...

А про реинкарнацию Христа в шкурку Жанны Д'Арк  после фэйла с отдыхом на кресте на все Евангелия и апокрифы, это даже не я. Это Эрис в своё время глумился. За что, подав мне этот опус на "Весеннее обострение" в 2009-м ко мне в майский сборник "Баек между мирами" от Кабака с почётным 3 местом в своё время и угодил.

53622_BVV (1).gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Можно без ссылок? 

На мой взгляд, неверно называть поляниц героинями мифов. Да, они нередко появляются в легендах и былинах, которые пусть и содержат немало выдумок, однако основаны на реальных событиях. Эти прекрасные воительницы были известны не только славянским племенам, но и грекам, живущими далеко от земель дев-богатырей. Первое упоминание о женщинах в доспехах, которые сражались не хуже (а порой даже лучше) мужчин, содержится в записях Геродота. Именно этот древний историк положил начало многочисленным сказаниям об амазонках, которые жили в Малой Азии.

Как же эти женщины оказались на славянской земле? На этот вопрос Геродот тоже даёт ответ. Он рассказывает о случае, когда греки захватили в плен множество воительниц. После успешного набега греческие корабли шли к родным берегам, однако сами амазонки распорядились иначе. Они убили экипажи всех кораблей, но не рассчитали, что в живых нужно было оставить хотя бы штурмана.

Жительницы степей, привыкшие ездить на конях и не сходить с земли, не умели управлять судами, а потому тех прибило к ближайшим берегам. Это было черноморское побережье, принадлежавшее скифам. Согласно легенде, амазонки начали создавать союзы с местными племенами, а славянские поляницы стали потомками этих воительниц и скифов.

 
 
Амазонка
 
Амазонка

 

Трофей – голова врага

Конечно, большинство историй о девах-воинах являются легендами, но археологи доказывают факт существования воительниц. На территории древней Скифии уже обнаружено немало захоронений женщин, где рядом с погребёнными находятся не украшения и предметы быта (традиционный вариант), а мечи, щиты, воинское обмундирование.

В русских былинах поляницы описаны как могущественные воины, гордые и благородные женщины. Кстати, название этих воительниц происходит от старинного слова «поляковать». Под данным обычаем подразумевалось «боевое крещение» всякого воина.

Для этого нужно было в одиночестве отправиться в дикую степь, где часто встречались разбойники или захватчики. Выбрав соперника, воин сражался с ним один-на-один. Если победа была на его стороне, трофеем служила голова поверженного противника. Никаких ценностей с поверженного врага воины не брали - этот бой был предназначен не для обогащения, а для славы.

Долгая история поляниц

Женщины-воительницы упоминаются в некоторых европейских источниках, однако, как показало время, наиболее долго поляницы были на Руси. В историях о пирах князя Владимира отмечается, что воительницы также присутствовали за столом воинов.

 

Как отмечали Лев Диакон и Иоанн Скилица, во время военных походов Святослава поляницы принимали в них непосредственное участие. Когда Русь погрузилась в пучину междоусобиц, а враги, воспользовавшись этим, начали осаждать русские города, женщины наравне с мужчинами обороняли крепости. Нередко их видели с оружием в руках у городских стен.

 

А в 1641 году против турков выступили казачки, известные своей доблестью в боя. Кстати, именно о них историк Василий Потто писал, отмечая казачек как мастериц, тружениц в мирное время, а в войну преображающихся в бойцов, не хуже, чем её муж или отец.

. ............   ........ 

Древней Руси у незамужних женщин была возможность распоряжаться собой, в том числе и выбирать профессии, присущие мужчинам. Поэтому некоторые шли по стезе воина и назывались поляницами. При первых русских князьях судебные процедуры не отличались сложностью. Чтобы выяснить отношения, стороны спора выходили в поле и устраивали поединок. Правда была за тем, кто оказывался победителем.

Вместо себя пожилые люди и женщины могли выставить другого бойца, наняв его на стороне. В числе таких бойцов были и дамы, которых называли поляницами. Это были девушки-богатыри, отстаивавшие в поединке правоту и честь других. Они действовали как за плату, так и из лучших побуждений. Но в большинстве случаев поляницы были наемницами, зарабатывая себе этим занятием на хлеб.

 

По всей вероятности, их образ жизни не был похож на обычный и был связан с постоянными тренировками. В военное время русские богатырши могли вливаться в дружину или входить в ополчение (в зависимости от их происхождения). Менее искусных воинов они вдохновляли своими подвигами. Как и богатыри-мужчины, поляницы затевали поединки с соперниками перед началом боя. Половцы считали позором проиграть девушке-бойцу.

.......     ........ 

Многие поляницы становились и героинями сказок. Например, Усоньша-богатырша и Марья-Моревна. А если обратиться к официальным документам, то о женщинах, сражающихся наравне с мужчинами, известно ещё со времён князя Святослава. В его дружины входили женщины-лучницы. Участвовали славянки и в битвах с татаро-монголами, литовцами и крестоносцами. В какой-то мере поляницами можно назвать и казачек. Они издревле бились вместе со своими мужчинами, отражая атаки врагов.

. ....    ...... 

 

Поединок жениха с невестой, отмечает исследователь, у тюркских народов в эпоху средневековья был частью свадебного обряда и не предполагал фатального исхода.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати, У М.Семеновой есть красивый роман " Валькирия". Там как раз о такой девушке-воительнице. Рекомендую. 

 

15317?r=1492544631

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Надо почитать или и послушать, лучше, конечно послушать)) пока рукодельничать буду. 

Я ещё накопала в интернете, попозже скопирую сюда. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
17 часов назад, Ольга сказал:

Надо почитать или и послушать, лучше, конечно послушать)) пока рукодельничать буду. 

Я ещё накопала в интернете, попозже скопирую сюда. 

Послушай. История красивая. Я даже прослезилась))))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Тамара сказал:

Послушай. История красивая. Я даже прослезилась))))

Начала. Пока сын спал, слушала и рукодельничала, до ухода из дома дослушала, теперь думаю)) 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Страшнее Соловья-разбойника — три выдающихся атаманши на Руси

Из всех разбойников, орудовавших на дорогах Древней Руси, в народной памяти закрепился Соловей-Разбойник. Однако были и другие, уже не мифологические, а вполне реальные персонажи, которые успешно «кошмарили» русский люд. И, как ни странно, это были не разбойники, а разбойницы. 

 

Местность в Рязанской области, где действовали бандитки, называлось Кадом. Кадомские леса были действительно удобными для злодеяний, темные, непроходимые, с большим количеством бурелома. И царил в Кадоме матриархат.

 

Алена Темниковская

Алена Темниковская, она же Арзамасская, в Кадоме оказалась после побега из монастыря. Девушка, уже принявшая монашеский постриг и ставшая инокиней, в лесах научилась бороться в рукопашную с мужчинами, а также грабить путников. В монастыре Алена оказалась после смерти мужа — безграмотная вдова поняла, что жить ей не на что, и нашла свое убежище за стенами церковной обители. Однако когда Степан Разин начал свой поход на Москву, женщина собрала отряд из почти 400 человек, который повела через леса Кадома. По дороге атаманша захватила город Темников. Когда город все же отбили царские войска, Алена укрылась в церкви и долго в одиночку держала оборону, пока не была захвачена.

Злияха Чекашева

Эта женщина орудовала в Кадомских лесах в конце XVII века. Происхождение её остается загадкой, однако точно известно, что разбойница была татарского происхождения. Атаманша прекрасно орудовала топором, а также грабила на «большой дороге». Дабы остановить атаманшу, за её головой отправили несколько вооруженных отрядов из Москвы. В битве с ними разбойница и погибла. 

Мария Енгалычева

Следующей яркой разбойницей в российской истории стала девушка по имени Мария. Именовали ее «князь-барыня», так как происходила она из богатого и влиятельного семейства того времени — рода Енгалычевых. До сих пор непонятно, что вынудило молодую княгиню покинуть отчий дом и уйти на заработки на большую дорогу, однако очень скоро Мария стала одной из самых знаменитых атаманш. Причем грабила девушка со своей шайкой не только крестьян, но и помещиков. 

 

Против Марии и её банды даже отправляли хорошо вооруженную воинскую команду. Правда, состояла она всего из трех человек. Оружие у них быстро отобрали, а самих горемык отпустили восвояси. Исчезла Мария также внезапно, как и появилась — сведений о ее поимки нет.

 

  • супер 1
  • отлично! 1
  • ой 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...