Перейти к содержанию
NeBl@ndiNka

Как появился чай на Руси .

Рекомендуемые сообщения

Тамара пишет:

Как появился чай на Руси
Автор:
Alexey Iv

 

 




Появление чая на Руси - особенное явление для всей русской истории.
А знаете ли вы, что на Руси чай попробовали раньше, чем в Англии и Голландии?
В правление Ивана Грозного, в 1567 году, казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывав в Китайской Империи, слагали небывалые похвалы вкусному местному напитку китайцев, называя его "китайской травой".
В западной же Руси чай впервые отведали в 1618 году, когда китайский посол подарил царю Михаилу Федоровичу, первому из Романовых, несколько сундуков чая. Но это скромное начало чайной истории на Руси вскоре забылось.
В далеком 1638 году монгольский хан Алтан Кучкун принимал в гостях русского посла, бояринова сына Василия Старкова, который прибыл к нему из Москвы с дорогими подарками. По душе монгольскому правителю пришлись дорогие соболя, золото, сукно и дикий мед. И в долгу он не остался — московскому царю отправил в подарок богатый караван, который вез ответные дары.
Среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями — четыре пуда чая, ценою в 100 соболей или, по тогдашним ценам, в 30 рублей. Посол Старков отказывался брать неизвестную ему сушеную траву, боясь гнева государева. Просил заменить ее мехами или драгоценными камнями, но хан настоял на своем. Дипломатические соображения пересилили, и московские послы были принуждены везти этот "негодный товар" в подарок царю.

 

 


Появление чая на Руси

В Москве царь Михаил Федорович повелел боярам испробовать заморской травы, присланной Алтын-ханом в подарок. Бояре собрались на совет и спустя три часа пришли к государю с докладом: "Пробовали всяко — трава жесткая, плохо жуется, на вкус горькая." Думал даже царь на хана обидеться — мыслимо ли дело: он хану в дар соболей дорогих отсылал, а тот в ответ горькую траву пожаловал.
К счастью, расспросил царь у посланника своего, что хан с травою делал. "Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде" — отчитался посол Старков перед государем.
Тогда царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию заваренного чая, и, испробовав его, поминал ханский подарок только добрыми словами. А все сидевшие за столом бояре были очарованы ароматным бодрящим напитком.
Однако скоро присланные Алтын-ханом четыре пуда чая закончились, и вкус чая в Москве стали забывать.
Вспомнили о чае как о целебном напитке только в 1665 году, когда царь, уже Алексей Михайлович, вдруг занемог желудком. Незадолго до того русский посол Иван Перфильев вновь привез из Китая чай.
Прежде чем напоить царя, придворный лекарь Самойло Каллинс с дрожью в коленях сам отведал того зелья. Наконец Каллинс дал заключение, гласившее, что "питие это доброе" и царю давать можно. Царю полегчало, и чайный напиток произвел на него впечатление.
Слух об "изрядном лекарстве", спасшем царскую особу, быстро распространился, и чай стал использоваться как целебный напиток. Было замечено, что он "освежает и очищает кровь", снимает похмелье, а также "отвращает от сна" во время долгих церковных служб и от утомительного сидения в Думе боярской.
И уже когда монгольский хан приехал на праздничную церемонию в Москву, чай занял почетное место на русском столе и получил достойную оценку. С той поры чай стал входить в моду.

 



Великий чайный путь

Путь чая из Китая в Россию был назван "Великим чайным путем" — это часть Сибирского тракта — старинного сухопутного транспортного пути из Китая до западной России. Путешествие было не из легких: около 11 000 верст занимали 16 месяцев пути.
Высушенные чайные листья доставлялись из Северных провинций Китая, где их называли "ча-э". Отсюда пошло русское название напитка — чай. В Европу же чай попал морским путем из Южного Китая, где его название произносилось иначе — "те-е", поэтому в большинстве европейских языков так оно и звучит.
Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России", и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. И долгие годы именно "чай из каравана" ценился выше, чем привезенный по морю, потому как перевозка чая в сырых и затхлых трюмах кораблей не позволяла сохранить его качество.
В Китае русских купцов особенно ценили. Поэтому Руси предлагались только самые высококачественные сорта, и даже императорские, эксклюзивные, хотя стоили они бешеных денег — примерно в десять раз дороже европейских. Самые элитарные чайные сорта доставлялись на территорию Руси, минуя западных соседей.
Наши далекие предки высоко ценили чай зеленый, желтый и белый, близкие по характеристикам. И не только как заморскую диковинку или бодрящее зелье. Из стародавних записей следует, что его использовали при лечении головокружений, отеков, лихорадки, малокровия, а знатные красавицы этим чаем умывались.

 



Чай на Руси в народе

Простолюдины же по-прежнему пили сбитень, квас, питный мед, заваривали липовый цвет, травяные отвары и иван-чай. А чай оставался привилегией высшего аристократического общества. Известно, что в XVII веке чай в России пили лишь знатные бояре, в XVIII — дворяне и купцы. Производился бартерный обмен на меха.
"Караванный путь" оставался единственным для чайных поставок вплоть до открытия в 1880 году первых участков Транссибирской железнодорожной магистрали.

 




И только в XIX веке чай смогли пить все жители Руси, когда появился менее ценный напиток из Индии и с Цейлона, потом совсем дешевые грузинский и краснодарский. Понятное дело, бедным сословиям и чай доставался гораздо худшего качества, нежели богачам.
Спустя десять лет почти каждый житель Московии пил чай ежедневно, или, по крайней мере, довольно-таки часто. В Москве же можно было приобрести практически дюжину разных сортов.
К середине XIX века чай получил распространение по всей Российской Империи и, перевозимый от рынка к рынку, достиг даже самых отдаленных ее деревушек и стал русским национальным напитком.
К концу XIX в. Россия, как и Англия, окончательно становится чайным государством. При всем ее политическом отличии от Англии и при обоюдно враждебном настроении обеих стран в сфере восточной политики они сливаются в общей трогательной симпатии к чаю. По этому поводу один русский дипломат заметил: "Чем объяснить эти желудочные симпатии двух политических недругов? Я не решаюсь судить, но замечу, что в явлении этом есть сторона утешительная".


Русское чаепитие

 

 


Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой — это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
Какое же оно настоящее русское чаепитие?
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол — это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта — объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота — характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.
Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлялись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.
Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, — все это создало свою национальную традицию чаепития.
Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению — в том числе и деловых — вопросов.
В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "аглицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.
Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.
Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.
По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии — ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.
А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.
Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".


Русский самовар

 


Чуть позднее было налажено производство специальных чайников для заварки, а через столетие после ввоза чая появился и первый на Руси самовар.
Само слово "самовар" не имеет аналогов в других языках, оно заимствовано из русского языка.
Кипяток, заваренный в нем, действительно получался вкуснее, а заваренный на его "верхушке" чай лучше распаривался.
"В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; — пишет Островский, — Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины..."
Подавали чай на стол парами. Такая пара состояла из небольшого чайника с заваркой, который устанавливали на самовар. Такой способ подачи чая — чисто русское изобретение.
Самовар становится непременным атрибутом каждого русского дома и главным участником русского чайного застолья. Никакое русское застолье не проходит без самовара и крепкого ароматного чая.
Из самоваров чай разливался в блюдца или чашки. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.
Для дворянской культуры чаепития было характерно употребление чая на английский манер, создавая целое красивое представление с умными беседами и обменом любезностями.


Чаевые на Руси

 


Распространение чаепития в России сопровождалось очень характерным явлением, какого в других странах не замечалось. По всей Руси великой вошло в обычай просить при каждом удобном случае "на чай, на чаек", и лишь немного оставалось местностей, где еще по старинному просили "на водку".
Выражение "на водку" заменилось более деликатной просьбой "на чай", и сложилась поговорка "ныне и пьяница не просит на водку, а все на чай". Термин "дать на чай" стал общим для всей России.
Впрочем, А. фон Гакстгаузен, путешествовавший по России в 1840-х гг., писал по этому поводу следующее: "Петербуржец, уже захваченный европейской культурой, шепотом просит на чай, москвич же честно просит на водку".


Чай для русского человека

 


Конец 19 столетия оставил свой след в истории распространения чая появлением первой в России фальсификации чая. Его изготавливали купцы, а потребителями были, в основном, беднейшие сословия, которые не могли правильно оценить качество и вкус чая и довольствовались тем, что было.
Чай не знает социальных различий — он любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному. Его пьют в трактирах Мещанской слободы и в фешенебельных ресторанах. Чаепитие в России — нечто большее, чем просто застольная традиция — это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.
Все достоинства чая и сами чаепития делали жизнь русского человека более сносной, настроение — более оптимистичным, помогали и без того терпеливому русскому народу легче переносить разные житейские испытания и невзгоды.

Как появился чай на Руси здоровые, история, сказ

За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
А. Блок



Источник: fishki.net/2206919-kak-pojavilsja-chaj-na-rusi.html?mode=recent © Fishki.net

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 25.02.2020 в 19:12, NeBl@ndiNka сказал:

Подавали чай на стол парами. Такая пара состояла из небольшого чайника с заваркой, который устанавливали на самовар. Такой способ подачи чая — чисто русское изобретение.
Из самоваров чай разливался в блюдца или чашки. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.
Для дворянской культуры чаепития было характерно употребление чая на английский манер, создавая целое красивое представление с умными беседами и обменом любезностями.

У меня в Роду издавна самовар назывался чуть иначе - самокипец. Помимо самокипца на столе стоял заварник с грелкой-куклой, “бабой на чайнике”. Куклу делали с хитрым заговором, она не только как грелка для распаривания чая была, но и помогала поддерживать атмосферу хлебосольности и душевности. Создавала такую атмосферу в подавляющем большинстве случаев хозяйка – берегиня домашнего очага. В плохом настрое к такому занятию подготовки напитка подходить было чревато, считалось, что заварочка всем пойдет окрашенная определенными эмоциями. Иногда хозяйка менялась ролью с дочерью или родственницей на выданье, которая таким образом свои лучшие качества домоводства демонстрировала и обычно как раз потенциальному жениху) Скатерть накрыли, чайницу достали и если уж сели в кругу семьи то пропустить по пять-шесть чашек, а гостя накормить “от живота” обязаловкой. Ну и поэтому на столе должно было быть достаточно вкусностей. Бывало, что ещё полотенце на шею набрасывали – если бросило в пот, значит, чай хороший. Эта привычка вообще на Руси распространена у купцов была и мой прапрадед её притащил именно из этой среды. Как и обычай после первой чашки начать отказываться от следующей, пока хозяйка не переубедит. Такой легкий налет церемониальной формализованности. И ещё, в моей семье такого не встречалось, но были распространены разные игры типа горящего чая. Это когда в чашку с чаем бросали кусок сахара, пропитанный купоросным маслом, и подносили спичку. Или сахарная голова посреди стола, которую потихоньку подъедали в процессе пития. Действительно, на первом месте на Руси в простонародье (у мещан, купцов, дворян были свои традиции, которые переняли больше с английского уклада, нежели впитали нашу самобытность) было именно общение, да и представьте - с мороза, когда заходишь в избу, хочется именно горячего чайку, погреться и без лишних телодвижений в хорошей компании близких людей посидеть, дела насущные обсудить и просто поболтать о том о сем) Но будет ошибкой считать, что такой вариант чайной церемонии свойственен только нам, а дескать китайцам такое не близко.

В 25.02.2020 в 19:12, NeBl@ndiNka сказал:

Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол — это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.

Сейчас даже в средней Азии в основном потребляют чай так – сполоснули кипятком фарфоровый чайник, закинули чай, пиалы прогрели и пьют, без какого-то церемониала попутно болтая о всем подряд. Чаще всего пьют проливами, а не по-европейски настаиванием. Каждая заварка отличается от предыдущей и так до нескольких раз. Но действительно, бывает прописанный церемониал. Именно из Поднебесной вышло большой количество видов чайных церемоний. И если говорить конкретно про Китай – то есть три основных вида.

Первая - это церемония конфуцианского толка – которая ближе всего будет к нашей русской. Без жесткой формализованности, на первом месте культ предков и самое важное, что проявляя уважение к старшим, младшие приобретают жизненный опыт. На церемонии особое внимание уделяется старшим гостям, родственникам и воспоминаниям об предках, фотографии которых на алтаре в глубинке встретите почти в каждом доме. Поэтому здесь очень много теплого и искреннего общения. Иногда специально организуется церемониальное чаепитие для того, чтобы старшие с младшими в неторопливой обстановке обменялись опытом по какому-то вопросу. Иногда как форма извинения перед человеком или как проявление уважения (обычно в честь заслуг пожилых людей).

Второй вариант это церемонии, основанные на буддистской философии или проводящиеся монахами-буддистами. Вот это вариант, если говорить в общем без разделения на японских дзен-буддистов или каких-нибудь тибетских монахов в затворе, направлен на развитие концентрации. Во время проведения ритуала гости находятся в состоянии сати, то есть осознанности, всё их внимание сосредоточено на вкусовых качествах чая и настоящем моменте. Этакая противоположность рассеянности и чай дарит именно такое состояние, облегчает практику. Для монахов это было отличным подспорье в медитациях, чтобы победить эгоистические цепляния ума за что-либо, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности. Они стремятся к внутреннему умиротворению, обузданию страстей, отстраненности от мира и если совсем коротко, то появляется возможность встать на «восьмеричный благородный путь». Участники такого чаепития освобождаются от привязанностей ко всему внешнему, и открывают в себе «природу Будды». Примерно как-то так это объяснят буддисты) Приготовление и употребление чая в этом контексте имеет форму ритуала, где каждое движение сделано с особым вниманием и сосредоточенностью. Японская традиция берет свои корни в Китае, но серьезно обросла именно буддистским влиянием. Оттого строго формализована и на первый вид лишена какой-то сердечности. Это на первый взгляд без понимания культуры народа.

Самый интересный вариант это даосский вариант чайной церемонии. Во время ритуала участники входят в гармонию  с природными ритмами, ищут внутреннее равновесие. Чайная церемония в контексте Даосизма – это трансформация пяти элементов - стихий. Так называемая система У-Син.  Вода – это вода, дерево – это чай, огонь – это понятно огонь, земля – это предметы, а металл – это человек, который создает структуру в действиях. Да, китайцы выделяют пять стихий. Это один из вариантов трактовки, который мне поведал тайванский мастер. В процессе человека не только с этими стихиями и силами как бы знакомят, но медитативно проводят через ощущение родства с ними и рассказывают как ощущать их дисбаланс в теле. 

Чайный мастер-даос, которому уделяется особая роль, стремится к гармоничному слиянию элементов и равновесию между ними и снаружи, и внутри себя. На бытовом уровне это выражается в выборе воды для заваривания чая, выборе посуды для приготовления чая, работе с предметной средой и управлении потоком времени между завариваниями, а также общим настроением чайной церемонии.  Если говорить с практической точки зрения – мастер энергетически держит пространство церемонии и в этот момент выстраивает особые связи с участниками, которые мягко приводят к ладу энергетику и ум человека за счет резонанса с состоянием мастера. Конечно, подталкивает их в измененное состояние сознания. На фМРТ в этот момент можно отследить, как угасает лишняя активность в перевозбужденных областях мозга. И само влияние на воду, которое целенаправленно мастер оказывает под ту или иную потребность. В зависимости от клиента. Здесь же и специфическая диагностика проводится, и много чего ещё.

Канонично, чтобы вода для такого чая специально выбиралась лучше из горных источников, затем нагревалась на огне, добытом из древесного угля, в металлической посуде и затем заливалась в керамический специальный чайник (идеально из исинской глины), куда помещены листья чайного куста. Все эти составляющие должны быть сбалансированы спокойной безмятежностью внимательности человека, заваривающего чай. В процессе человека мягко вводят в понимание такой картины мира, где есть стихии У-Син, есть взаимодействие основополагающих Сил Инь-Ян и есть теория Ци. А сама чайная церемония предстает как постижение Дао - сущности первоначал, миропорядка, смысла бытия, человека. Также естественно рассказывается про мир духов, обычно на чабани стоят фигурки духов, которые ритуально поливают первым проливом и т.д. Это духи местности, духи рода и вообще по-разному может быть. Несколько часов хорошая церемония точно длится.

Если совсем просто, даосская церемония это ритуальный способ войти в гармонию с Природой и самим собой, заземлиться и осознанно отстраниться от суеты. Я сам предпочитаю традицию медленного процесса чаепития по китайскому варианту, которая предполагает наслаждение ароматом, вкусом и цветом данного напитка, а также максимальное раскрытие его свойств. Хотя не отказываюсь и от традиционного русского варианта с самоваром и вот этим всем добром на столе) Называю даже не столько церемонией, сколько внимательным чаепитием без четкого порядка действий. В разных провинциях и в Китае эти обычаи тоже отличаются, люди под себя подбирают порядок действий. Необходимо понять принципы, зачем нужны все эти аспекты заваривания, которые позволяют раскрыть все особенности чая намного качественнее.

Для меня внимательное чаепитие с использованием традиционного китайского подхода - это про путь к осознанности. Не только гастрономия, но ритуал. Инструмент для переключения с повседневного состояния присущего жителю современного мегаполиса в пространство спокойствия без суеты. Способ внести равновесие в рваный ритм жизни. Упорядоченность действий, которая позволяет никуда не мчаться, оставив бегущее время за порогом. Правильное приготовление чая воспитывает качества внимания и делает восприятие более тонким. Для кого-то церемония позволяет сосредоточиться или расслабиться. Для кого-то это эстетика. И способ социализации, общение с единомышленниками в особой атмосфере, особом пространстве коммуникации. Это сложно описать. Когда меня спрашивают о таких вещах – я либо веду человека в хорошую чайную, либо самостоятельно провожу небольшую церемонию дома. Признак того, что дело идет правильно - возникающая у участников церемонии мысль: “Куда спешить? Вся вечность впереди”.)) Чайная церемония также нужна, чтобы прочувствовать динамику между разными заваривания. Ты пробуешь первое заваривание, второе, третье и так далее. Попутно обливаешь фигурки, неспешно готовишь утварь и разливаешь воду сначала в чахай - чашу справедливости, потом по пиалам и т.д. Какие-то чаи выдерживают даже 20 проливов. Вот в этой вот динамике есть фишка: один более ароматный, другой более плотный. И вот ты ищешь эти нюансы, ищешь эти тонкости. Даже не берусь сейчас рассказывать о тонкостях приготовления чая, утвари для этого или видах и сортах чая под разные потребности. Просто скажу почему именно китайский чай. Потому что Китай — родина чая с вековыми традициями производства. Технологии на небольших фермах передаются от одного мастера к другому на протяжении сотен лет. В некоторых монастырях и всех тысяч лет. На крупных заводах процесс производства отработан до мелочей. Биохимический состав чайного листа тоже отличается, соответственно, меняется палитра вкусов и ароматов. Это всё делает именно китайский чай (обобщенно, опять же я сейчас не говорю про конкретные производства, фермы и мастеров - плохое качество тоже можно встретить) уникальным по качеству продуктом.

 

Изменено пользователем Практик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
10 часов назад, Практик сказал:

Просто скажу почему именно китайский чай.

А я люблю цейлонский. С иван-чаем собственного приготовления. Для Севера этот чай- наполнен солнцем и морем. Очень этого не хватает полярной зимой. И нотки цветущего луга из иван-чая. Аромат росной травы и ласковое солнышко в струях реки.... это просто СКАЗКА, 

Самовара нет,но чай пьем не по одной чашке. обязательно из любимой. Можно даже без сладостей. Но чтобы чаю было много. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...