Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

ПАПОРОТНИК, ЖАР-ЦВЕТ - растение, которое, согласно народным представлениям, зацветает раз в году в одну из летних ночей».

Есть такие, кто искал? А кто находил?

Рассказы о караулении и добывании цветка или семени папоротника известны в фольклоре большинства европейских народов.

В слав. фольклоре известно два основных сюжета о добывании папоротника: «добывание чудесного предмета» и «случайная находка простака».

Первый состоит в следующем: в купальскую (реже — рождественскую) ночь человек специально отправляется в лес, чтобы добыть папоротник.; для этого он забирается в самую глубь леса; найдя растение, он караулит момент цветения; ближе к полуночи вокруг растения собирается нечистая сила, которая пытается напугать человека и заставить его отступить; точно в полночь расцветает необыкновенный цветок; человек хватает цветок (семя), разрезает ладонь и закладывает его в ладонь (под шапку, держит на лбу); на обратном пути нечистая сила пытается отобрать цветок у человека.

Перед человеком, сохранившим цветок папоротника, открываются безграничные возможности.

Второй сюжет: в купальскую ночь человек случайно попадает в лес, чаще всего для того, чтобы отыскать волов/лошадей, потерявшихся или украденных накануне; бродя по лесу в полночь, он натыкается на расцветший папоротник (появляется цветок, из которого мгновенно созревает и опадает семя), цветок которого случайно попадает ему в обувь (лапоть, носок); в этот момент человеку открываются тайны: он узнает, где находятся пропавшие животные, начинает понимать язык растений и животных и т. д.; однако по дороге цветок так же случайно выпадает у него из обуви (цветок путем обмана отбирают черти, барин и др.), и человек теряет обретенные знания.

В мифологических рассказах часто упоминается о том, что в ночь цветения папоротника случается страшная гроза . В украинском Полесье ночь цветения папоротника называли «воробьиной ночью», когда случалась единственная в году страшная гроза; ср.: «У рябину нич грим гримэ, блискаука блискає и папороть цвэтэ» (ПА, Житомир.). Аналогичные мотивы известны в пол. и рус. фольклоре.

Былички рассказывают также об огненной или световой природе цветка папоротника.

В рязан. быличке папоротник «сияет, как точно на стебельке в огне уголек лежит». По Владимир, поверьям, появляющиеся в Иванову ночь огоньки на болотах и есть «цвет папура».

Папоротник обладает некоторыми свойствами, передающимися человеку. Цветок (или семя) папоротника помогает отыскать клады .

Папоротник наделяет человека особым зрением, позволяющим увидеть то, что находится под землей, т. е. раскрывает перед ним земные недра, ср. укр. примету; «Як найде в ніч на Купала цвіт папоротини, то увидить скарби під землею». Близко к этому о.-слав, предание о том, что цветок папоротника отпирает все замки. По словен. поверьям, если в купальскую ночь вырвать из земли папоротник с корнем, то на конце корня найдешь золотой перстень.

Общим местом быличек о папоротнике стали слова о том, что человек, доставший чудесный цветок, «будет все знать». По бел. поверьям, папоротник раскрывает человеку прошлое и будущее, показывает, какой вред и кому причинили ведьмы и как можно исправить ими содеянное; по сибирским — дает возможность увидеть цветение земли и воды в купальскую ночь;

Папоротник дает человеку возможность понять, о чем говорят животные и растения: «У ту ночь найти из папоротника цвет — будешь знать, шо собаки брэшуть, будешь все зилья чуть, шо гомонят» (ПА, Житомир.). папоротник предоставляет возможность стать знахарем или ведьмой, переманивать урожай с чужой полосы на свою (нижегород.).

Гуцулы верили, что цвет папоротника — от черта. В Поволжье на Купалу с помощью папоротника знались с бесами. Взяв в руки цветок папоротника, зачерчивали вокруг себя пальцем на земле круг по солнцу и говорили: «бес в круг, а Бог из круга».

У юж. славян легенды о цветущем папоротнике известны лишь на самом западе и юго-западе балкано-славянского ареала, у сербов-граничар, в Черногории, Герцеговине, Далмации, Лике, Хорватском Загорье, Словении. Сербы-граничары рассказывали, что папоротник за одну ночь отцветает и созревает, а его зерно падает на землю.

Человек, сумевший завладеть этим зернышком (когда оно попало ему в чулок), неожиданно узнал обо всем, что делается на свете. Случайная потеря папоротника приводит к мгновенной утрате чудесного дара.

Жители адриатического побережья Далмации (Буковица) считали, что человек, ухвативший в ивановскую ночь семя папоротника, сможет понять язык животных и растений, открыть любой замок, и каждая трава сама расскажет ему о том, какие болезни она лечит.

Человек, владеющий цветком или семенем папоротника, становится невидимым . Ср. костром, быличку:
«Один нищий как-то в лесу ночевал (и как раз на Ивана Купалу было). Он шел-шел, заплутал да и заснул. Заснул прямо в папоротнике. Ночью папоротник расцвел, и нищему цветы попали прямо в лапти. Опали в лапти ему — он и сделался невидимкой. Он утром проснулся, из леса вышел и пошел в деревню просить. Зашел в первую избу просить, а они как закричат и бежать из избы. Его-то не видят! А он не знает»

При добывании цветка папоротника актуализируется демоническая сфера : черти, ведьмы и другая нечисть преследуют человека, караулящего цветок папоротника.

В быличке, записанной у украинцев Закарпатья, говорится о том, как человек, решившийся добыть цветок папоротника, должен в течение целого года делать большую корзину из осиновых прутьев. Изготовив ее, он в ночь на Иванов день идет на границу между селами, сади на землю, накрывается сверху такой короной (служащей ему надежным оберегом нечистой силы) и ждет, когда расцветет. К полуночи на это место стягивается вся нечистая сила, оборачивается в разных животных и пытается напасть на человека. Koгда же наконец зацветает папоротник, человек разрезает себе ладонь и вкладывает в ранку цветок. После того как ранка зарастет, рука человека одним прикосновением может открывать любой замок: «он кладет эту руку на замі и ему замок открывается» (КА).

По мнению жителей Боки Которской (Далмац. семя папоротника. собирают прежде всего стухе, и штице и другие нечистые духи, которые без этого цветка теряют свою силу. Черногорцы окр. Бара считали, что папоротник в Ивановскую ночь стерегут вилы, и если человек хочет сорвать цветок, то он должен усесться у папоротников перед полуночью и все время размахивать в воздухе ятаганом, чтоб вилы и вештицы не смогли к нему приблизиться.

Папоротник цветет в канун Иванова дня, в полночь т. е. в типично «демоническое» время; вокруг папоротника происходит настоящий шабаш, куда собирается вся нечисть.

Еще один устойчивый мотив быличек о папоротнике — то, что он цветет в глубине леса, там, «где не слышно петушиной крика» (в.-слав.). Этот мотив связывает папоротник с потусторонним миром и демонической сферой, ср. поверье: «Если хочешь заниматься чародейством, надо идти в лес на Ивана Купайло далеко за село, чтоб не було слышно пивней, когда они поют... И если папороть расцветёт и ухватишь... потом любую вещь себе можно подумать и сделать. Но всё — худое» (ПА, ровен.).

С другой стороны, цветок папоротника часто бывает доступен лишь людям праведным и добыть его можно с помощью атрибутов христианского культа или вещей, изготовленных с соблюдением правил ритуальной чистоты, ср. урал. название папоротника- святая папора.

Подойти к чудесному цветку может только тот, кто подготовил себя длительным постом и молитвой. По поверьям жителей Попова Поля (Герцеговина), чтобы получить семя папоротника, человек должен окружить растение бороздой и посыпать ее освященной в церкви солью. Словенцы считали, что собрать семена папоротника можно только на скатерть, изготовленную невинной семилетней девочкой и расстеленную под папоротником.

Папоротник использовался в обрядности весенне-летнего цикла . На западе белорусского Полесья пучки крапивы, папоротника и других растений вставляли в горшок, который вкапывали в землю у купальского костра (или вместо него), а горшок разбивали. На Карпатах (преимущественно у гуцулов) был известен обычай бити папороть: сложив сорванный и принесенный из леса папоротник в большие кучи, его сжигали, били палками или забрасывали камнями, в том числе и потому, что папоротник считался «чертовым» растением.

СДЭС - Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 томах. (Под ред. Н.И. Толстого)
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вступить в беседу

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...